Пенсионные фонды подтянут до уровня банков

Обсуждение в правительстве новой пенсионной формулы, а вместе с ней и всей пенсионной системы, начнется уже в августе. По словам главы Минтруда Максима Топилина, который готовил новый законопроект, одной из главных задач было формирование четких принципов, по которым формируются пенсионные права граждан и рассчитывается пенсия.
«Каждый должен понимать, от чего зависит размер его пенсии и что надо делать, чтобы получить больше», – подчеркнул Топилин.
Общий размер будущих выплат можно увеличить за счет перевода накопительной части трудовой пенсии в негосударственный пенсионный фонд. Миллионы граждан так и сделали. На счетах НПФ уже аккумулированы сотни миллиардов рублей. В этом смысле независимые фонды могут соперничать с весьма крупными банками. Но необходимые перемены в деятельности НПФ существенно отстают от продвижения общей пенсионной реформы, и это не может не настораживать.
Назревает своеобразный «законодательный разрыв» в деятельности разных звеньев одной цепи. Если концепция будущей работы Пенсионного фонда России уже написана, с ней можно ознакомиться и обсуждать ее достоинства и недостатки, то новые принципы существования независимых пенсионных фондов еще только предстоит сформулировать.
Топилин считает, что ныне действующая схема деятельности НПФ создает огромные риски. Эти фонды, по словам министра, «куда-то вкладывают деньги, а за доходность фактически не отвечают».
Недоволен Топилин и тем, что НПФ «имеют статус НКО, хотя на деле являются коммерческими структурами». Это, по его словам, как минимум вызывает вопросы.
Вполне обоснованную тревогу министра вызывает ситуация, которая может сложиться в будущем, когда НПФ будут должны начать платить по счетам.
«Люди массово придут за накопительной частью, а им скажут: вот ваш номинал – сколько заплатили за все время, столько и получите, больше ничего не гарантируем. Вы представляете, что это может быть с точки зрения целого поколения?!» – ужасается Топилин.
Независимые пенсионные фонды действуют в России уже более 20 лет. Основными нормативными документами для них являются два федеральных закона – «О негосударственных пенсионных фондах» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».
Сами участники рынка отмечают неконкретность и расплывчатость многих положений этих документов, утверждают, что слабая законодательная база сдерживает рост пенсионных накоплений граждан.
Один только пример: в настоящее время деятельность НПФ контролируют Минтруд, Минфин и ФСФР. Можно себе представить положение подчиненного, которым руководят три начальника, да еще не очень ладящие друг с другом.
Проблема приобрела настолько серьезный характер, что в феврале нынешнего года стала предметом обсуждения на расширенном заседании правительства. Кабмин считает, что руководство деятельностью НПФ нужно передать мегарегулятору, создаваемому в недрах Центробанка. Владимир Путин это предложение поддержал.
Почти полгода шла работа над новым документом, определяющим будущую управленческую структуру НПФ и требования к их деятельности. В конце прошлой недели состоялось межведомственное совещание, на котором эти требования были еще раз рассмотрены.
Газета «Коммерсант» ознакомилась с некоторыми положениями законопроекта.
Создаваемый сейчас мегарегулятор будет следить за пенсионными фондами так же пристально, как и за коммерческими банками. Финансовая устойчивость как уже действующих НПФ, так и новых фондов, которые только готовятся вступить в борьбу за клиентов, будет оцениваться по целой группе показателей. Управленцам и бухгалтерам из НПФ придется доказывать достоверность своей отчетности и наличие эффективной системы управления финансовыми и инвестиционными рисками.
Планируется ввести новое нормативное понятие – минимальное значение имущества НПФ. Оно аналогично понятию уставного капитала банков и не может быть менее определенных значений, определяемых Центробанком. В настоящее время эта сумма для пенсионных фондов, привлекающих накопления, составляет 100 миллионов рублей. Изменится ли она в будущем, пока непонятно, но то, что требования к соблюдению этой нормы станут более жесткими, можно сказать уже сейчас.
Нерешенных вопросов осталось много. Нет ясности с проблемой оценки активов НПФ и тем, как определять результаты работы фондов по инвестированию пенсионных средств. А это главное. Не решено, что делать с возможными убытками, которые сейчас просто разносятся по счетам клиентов.
На последнем межведомственном совещании было решено в течение нескольких дней устранить существующие разногласия и представить готовый документ первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
Руководители НПФ ждут от кабинета министров окончательных решений в надежде на то, что работа под началом единого регулятора станет более эффективной и прозрачной. В этом случае можно будет говорить о создании гарантийного фонда пенсионных накоплений, лицензировании деятельности управляющих компаний, занимающихся привлечением пенсионных средств.
На мегарегулятор возлагают надежду в деле постепенной ликвидации практики выдачи скрытой заработной платы, развития новых инструментов инвестирования, в частности, вложения накоплений в инфраструктурные облигации.
Важно, чтобы к началу 2015 года, когда пенсионная система должна будет заработать по новым законам, в ней не осталось смысловых противоречий.
Комментарии читателей Оставить комментарий
прибирают в своей стабильной вотчине все к рукам.