«Шерлоки Холмсы» с Охотного Ряда

Госдума обиделась на Левада-центр. За то, что социологи своим въедливым опросом выявили: россияне не жалуют высший законодательный орган и готовы обходиться президентскими указами. Думцам стало ясно, что пошатнувшийся авторитет нижней палаты парламента надо поднимать. Но чем?
И тут на память пришел законопроект, уже 14 лет пылящийся в запасниках после первого чтения, – о поправке в Конституцию, закрепляющей за Думой право проводить парламентские расследования. Дескать, вы нас не любите, а мы теперь вон чего! Как проведем расследование, так сразу зауважаете. Гордиться еще будете Думой.
На сайте нижней палаты в разделе готовящихся к рассмотрению законопроектов появилась поправка к Конституции от 1999 года, сообщает «Независимая газета». Как раз в сентябре того незабываемого года (через месяц после того, как страна узнала о том, что ее следующим президентом будет Владимир Путин) она была одобрена в первом чтении, но почему-то не стала штурмовать второе и третье. А потом о ней забыли. Росли и падали нефтяные цены, уходили и возвращались президенты, укреплялась стабильность, а поправка все ждала своего часа. И вот в конце ноября 2013 года пробила полночь, и он наступил.
Газете не удалось выяснить, по чьей инициативе проект закона вернулся из небытия, но ее источники усматривают в этом ответ на недавний соцопрос, показавший катастрофическое падение авторитета парламента. Эксперты же считают, что даже если поправка будет принята, падение авторитета Думы продолжится. Это как в той поговорке – «На авторитет нужно работать десять лет, а потом авторитет работает на тебя». К сожалению, последнее десятилетие нижняя палата поступала ровно наоборот. Во всяком случае, в принятии знаковых законов. Так что расследования тут ни при чем.
Но вернемся к поправке. Законопроект предлагает откорректировать статью 103 Основного закона, где перечисляются полномочия нижней палаты парламента. Новое полномочие будет звучать так: «образование комиссии для проведения парламентских расследований». Здесь же уточняется: явка в комиссию и представление в нее документов являются обязательными. Так что комиссия получится не абы какая, отмахнуться от нее будет нельзя.
Законопроект предлагается принять сразу во втором чтении, поскольку первое хоть и давненько, но все же состоялось. Насколько нам известно, парламентские чтения срока давности не имеют, так что оно все еще действительно. Одно смущает: а если такие длинные промежутки между чтениями получаются не просто так, а являются кармой этого документа? Тогда третьего чтения нужно ожидать где-то в 2027 году, а еще через сколько-то лет он пройдет верхнюю палату и его подпишет президент… В общем, даже при наихудшем раскладе к середине нынешнего века закон точно будет. Что называется, лучше поздно, чем никогда.
Но кто же ее инициировал? Оказывается, в Думе второго созыва (сейчас – шестой) документ внесла фракция КПРФ в союзе с партией «Яблоко». Вот какие дремучие времена это были: «Яблоко» еще заседало в Думе!
Были у этих авторов и другие поправки – предложения изменить порядок назначения председателя правительства и его отставки, а также наделить прокуратуру правом законодательной инициативы, но они не нашли поддержки у депутатов, чего нельзя сказать о парламентском расследовании. За него проголосовали даже провластные фракции и группы.
И даже при таком раскладе поправка не прошла. Почему? В декабре 1999 года планировалось принять данную поправку в окончательном виде, но общественное внимание было отвлечено новой войной на Кавказе, переменами на самой вершине российской власти и самими выборами в ГД, среди потенциальных фаворитов которых, как тогда казалось, не было никакой партии власти, перечисляет причины газета.
Но теперь, когда на носу 20-летний юбилей Конституции, самая пора о ней вспомнить, тем более что с 2004 года существует и закон о парламентских расследованиях. Препятствий вроде бы нет никаких. Тем не менее, «НГ» не удалось выяснить, кто же именно сдувал пыль с инициативы.
Источник в аппарате ГД предположил, что появление стародавней поправки в разделе актуальных законопроектов может рассматриваться как асимметричный ответ на недавний социологический опрос Левада-центра об отношении граждан к деятельности депутатов. 49% опрошенных считают, что страна могла бы обойтись президентом и без всякой Госдумы, а 40% ничего о Думе не знают. Надо понимать, не знают о ее деятельности, а не о том, что Дума существует. Но 39% респондентов полагают, что думцы все же нужны, и это означает, что для Думы не все еще потеряно в сердцах рядовых граждан.
Вчера же председатель ГД Сергей Нарышкин не удержался от критики и социологов, и населения. «Это подтверждает тот факт, что у нас еще молодая демократия, становящаяся. И правовая грамотность населения находится на невысоком уровне», – заметил он. «А если спросить наших сограждан, нужен ли сам Левада-центр, то 98% россиян скажут: «А что это?» – предположил Нарышкин. – Не надо делать выводы на основании сомнительных вещей». Его поддержали и другие члены нижней палаты.
С другой стороны, прежде чем пенять на граждан, Госдуме самой было бы неплохо посмотреть в зеркало. Или, по крайней мере, вспомнить, какие законы и как она принимала в последнее время, и за что ее сравнивали с принтером, который нельзя остановить.
«Хотя правовой нигилизм в обществе действительно присутствует, одной из его сторон является и та ситуация, когда Госдума принимает спорные законы без какого-либо обсуждения – и с обществом, и внутри себя самой», – напоминает председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко.
Эксперт не исключил, что поправка к Конституции о парламентских расследованиях действительно появилась в качестве символа работы парламента. Однако, уверен он, большая часть такой пиар-активности депутатов народом просто не замечается, потому что от Госдумы ему нужны другие решения, о которых депутаты и не догадываются.
После отмены одномандатных выборов значительная часть депутатов перестали общаться с избирателями. «У них на сайте даже применяется такое обозначение – связь с избирателями. Так вот, в связях с ними средний депутат уже давно не замечен», – констатирует эксперт.
Итог печален. Отказ от представительской функции и передача президенту и правительству прав на актуальные инициативы привели к тому, что граждане считают Госдуму лишней деталью в государственном механизме, говорит Макаренко.
Рискнем предположить, что вряд ли кто-нибудь всерьез хочет отказаться от Думы и перейти на одни президентские указы. Но и такая Дума, какой она является сейчас, вечно стоящая в положении «чего изволите?», мало кого устраивает. В парламенте должна бурлить жизнь, и исполнительной власти должно быть с ним хоть немного неудобно, а не стопроцентно комфортно. И одними парламентскими расследованиями тут дела не поправишь.
Комментарии читателей Оставить комментарий
А что, мы в ВТО не вступили?
Вот это новость....
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
ул. Ильинка, д. 23, Москва, Российская Федерация, 103132
« 12 » ноября 2013 г.
№ А26-18-96191091
*2290014702733* 961910
Ваше обращение в форме электронного документа на имя Президента Российской Федерации поступило в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций (далее – Управление) и зарегистрировано 12.11.2013 за № 961910.
Информируем, что в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,
Письмом Управления от 7 августа 2013 года № А26-18-69433891 Переписка с Вами по вопросам обжалования судебных решений и привлечения к ответственности судей, прекращена.
Главный советник департамента информационного и программно-
технического обеспечения С.Финтисова
21.10.13 Президенту
Ген.прокурору
Минюст.
Мосгордума
ГосДума
Прокуроры САО, Москвы, Префект САО, Мосгордума, Следком, ФССП, Минюст 20 лет ПЕРЕСЫЛАЮТ мои Жалобу друг другу. В Определении от 06.06.96 г. (Дело №2-132/96 Белашова к Управе Бескудниково о ВОССТАНОВЛЕНИИ Тимирязевского райсуда) Мосгорсуд УСТАНОВИЛ: «ссылка на Постановление Конст. суда РФ от 27.01.93 г., на полное возмещение ущерба, не может служить Основанием для взыскания заработной платы за все время Прогула». Верховный суд 24.06.97 г. № 5В97 пр-187 оставил Определение от 06.06.96 г в СИЛЕ.
...ну,а ВРАТЬ ТО ЗАЧЕМ ?
То, что наш парламент слишком дорогая игрушка, не имеющая реальной власти - голимый факт. Страна, населению которой предлагается затянуть потуже пояса для экономии (энергопаек, повышение платы за ЖКХ, повышение всевозможных акцизов), содержит 450 болтунов с кучей помощников в нижней палате и сколько-то трепологов в СФ за бешенные деньги. То, что эта "говорильня" (дословный перевод фр. слова "парламент") решилась таки создать внутри себя комиссию по расследованию - отрадный факт. Видать включилось чувство самосохранения, потому как 17-й год не за горами. К сожалению... А обстановка вполне соответствует 13-му году прошлого века: есть отдельные достижения(космос, кое-что в оборонке), но население нищает, промышленнность (дефакто) принадлежит иностранцам (лицам, держащим свои средства за рубежом). И не факт, что все эти болтуны все успеют свинтить. Лично мне очень хочется, чтобы расследовали деятельность Чубайса, сотрудничавшего с агентами вражеских разведок в период прихватизации, да и дальнейшаяя деятельность сего деятеля тоже требует внимательного расследования. Так же хочется расследования деятельности президента Медведева и его "звездатых" министров, особенно интересует факт награждения Горби высшим орденом страны... Ну для начала хватит. Если создание комиссии пройдет и она заработает, то будут дальнейшие пожелания...
ныть,это очередной шаг вперёд,главное,чтобы не возобновили дело дяди Васи,о кражи пучка петрушки