]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Спецпроекты
Главная → Спецпроекты → Без купюр
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
    • Без купюр
    • Совет всея Земли
    • Стратегии развития России
    • Инфовойны
    • Публицистика
    • Великая Победа
    • Дурдом
    • Баба Клава сказала
  • Книги
  • Telegram-канал

«Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко как гришки отрепьевы»

15:40 18.03.2017
, Борис Куркин
Фото с сайта durdom.in.ua

История повторяется поразительным образом, и ее полезно знать

«Могучее государство, размером в четверть Европы, подвергается агрессии со стороны некоей малочисленной частной военной компании (ЧВК), состоящей из всякого международного сброда. Правительственные войска не оказывают ей сопротивления, и она триумфально входит в столицу. Народ приветствует вторжение и, подстрекаемый атаманами ЧВК, порывается физически устранить законного верховного правителя страны. Однако его в том опережают представители верхушки властвующей элиты, ликвидирующие главу государства. В стране начинается череда переворотов…»

Нет, это не книжка из серии «Библиотека военных приключений», не фэнтези. Это «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Если бы современные книготорговцы писали аннотацию на обложке к этому произведению, то она могла быть такой: «В основу данного произведения положены реальные исторические события, относящиеся к эпохе ранних "цветных революций"».

Тема Смуты у Пушкина – сквозная, звучащая помимо «Бориса Годунова» и в «Полтаве», и «Медном всаднике», и в «Истории Пугачёва», и в «Капитанской дочке». Однако Смута у Пушкина – это не обязательно открытая вооруженная борьба; это ещё, выражаясь современным языком, и ожесточённое социальное противостояние, борьба за власть внутри правящей верхушки, извечная тема «Царь и бояре»; одним словом, всё то, что понимается ныне под «социально-политическими конфликтами» различной степени интенсивности.

Смутой можно было бы называть и последствия очередного цареубийства, поскольку каждый раз смерть российского самодержца приводила к коренным изменениям во внутренней или внешней политике. Случалось, что и в той, и в другой одновременно. Где Смута, там и самозванцы. «Борис Годунов» – это помимо прочего и анализ смуты, орудием которой является самозванец.

Декабрь 1830 года. Совсем недавно отгремела пальба на Сенатской площади, в разгаре польский бунт, а из печати выходит «Борис Годунов». Актуальность трагедии бьёт в глаза и рождает множество политических аллюзий. Тем не менее, 9 января 1831 года Пушкин получает от шефа III Отделения графа Бенкендорфа уведомление следующего содержания: «Е. В. Государь Император поручить мне изволил уведомить вас, что сочинение ваше («Бориса Годунова») изволил читать с особым удовольствием…»

А перед этим Пушкин пишет в письме от 16 апреля 1830 г. к А.Х. Бенкендорфу (в ответ на замечания, что передал Пушкину через шефа III отделения Государь Николай Павлович): «Все смуты похожи одна на другую».

Подтверждением справедливости тезиса великого поэта, историка и мыслителя стала и новая книга Дмитрия Зыкина «Перевороты и революции. Зачем преступники свергают власть». Читателям KM.RU он хорошо знаком по ряду статей, острых, вызывающих ожесточенные споры и даже проклятия по адресу автора. Книга Зыкина, на наш взгляд, весьма познавательная и нужная, поскольку в ней аккумулируется знание, накопленное за годы переворотов и революций, на которые столь богат был минувший век. 

Но вернемся к «Борису Годунову» и посмотрим, какие условия необходимы для проведения «цветной революции», каковы непременные условия разжигания Смуты с использованием Самозванца.

Прежде всего, нужна поддержка из-за рубежа, без которой самозванец обречён и становится «короткоживущим элементом». Эту роль в начале XVII века выполнила Польша. Далее требуется работа с кадрами-самозванцами. Гришка Отрепьев – «приимыш иезуитов». Самозванец полностью подчиняет свою деятельность политическому диктату «принимающей стороны», снабжающей его материальными и прочими ресурсами и обеспечивается признанием в качестве «сверхзаконного властителя», противопоставляемого легитимному, законно избранному («всенародно избранному») государю.

Не менее важен контакт с влиятельным контингентом внутри страны – «олигархами» («сношения с литвою»). Разумеется, Пушкин не собирался писать учебное пособие по борьбе с переворотами, однако он гениально отразил в своей трагедии основные характеристики и суть «всех цветных революций». 

Примечательно, что пушкинский Гришка Отрепьев показан как фигура, у которой в сущности нет своего лица, зато у него есть множество личин. Этим русская история и ее философ Пушкин предрекли появление новых, еще менее запоминающихся, самозванцев. Кто помнит сейчас лидеров египетской или тунисской «весны»? Истерся в памяти и некий Ющенко, запомнившийся лишь своей обезображенной от пластической операции личиной. И если бы не объявление войны России, то едва ли бы кто помнил сейчас и революционера роз Саакашвили. Все они оказались на поверку бесцветными и в сущности ничтожными.

Любопытно, что непременным условием кратковременного взлета Гришки Отрепьева, Ющенко, Саакашвили становились предложенные им некими дядями жены-иностранки. Как же без этого! Конечно же, у каждой «оранжевой чумы» своя физиогномика, но общим для всех них становится концентрированный удар по главной точке духовной консолидации общества. В современном массовом обществе – обществе потребления - она может быть одна, в православном государстве другая, так что выбор направления главного удара по точке сборки зависит от типа государства и всей общественно-политической системы в целом.

Таковым несущим элементом в трагедии Пушкина и в реальной истории становит-ся фигура православного царя. Убиение царевича Димитрия, приписываемое (справедли-во или несправедливо не в том суть) превращает Бориса Годунова в цареубийцу, «царя-антихриста», подчинение которому есть смертный грех и пагуба души. Если же цареубийства за монархом не числится, начинается кампания по его шельмованию и демонизации, примером чему стали в истории личности Людовика XVI и Николая II. В ход идет даже создание поддельных дневников этих монархов.

Вполне в духе и русле пушкинской трагедии Зыкин придает особое внимание событиям 9 января 1905 года как грандиозной провокации, организованной с целью разжигания общественно-политического конфликта – пролога планировавшегося переворота. Это особенно заметно по опыту «революции гидности».

В этот ряд можно было бы поставить и события 9 апреля 1989 г. в Тбилиси – первой серьезной провокации времен «перестройки», истоки которой уходили далеко за пределы Грузии. Это подтверждает и фальсификация расследования данных событий, когда оно было отдано в руки парламентских демагогов, получавших поддержку в руководстве страны, а заключения Военной прокуратуры игнорировались.

Но вернемся в век XVII. Удар был нанесён по узловому моменту духовной консолидации русского общества – фигуре православного царя: Борис Годунов объявлен цареубийцей (справедливо или нет – другой вопрос), рушащим установленный Богом порядок мироустройства. Подчиняться такому царю – великий грех, пагуба души. В этой связи чрезвычайно показательна сцена «Равнина близ Новгорода-Северского». Начинается она так: «Воины (бегут в беспорядке): Беда, беда! Царевич! Ляхи! Вот они! вот они!»

Беда. Царевич. Ляхи.

Один событийный и смысловой ряд. Воины бегут в беспорядке. Ключевое слово «беда». Скоро эта беда (лже-царевич и ляхи) войдёт в Первопрестольную и явит себя во всей его полноте как наказание Господне.

Несложно понять положение бегущих и их душевное состояние. Все просто и неразрешимо одновременно: с одной стороны, присяга Годунову – законному царю, но цареубийце, с другой – «законнейший» русский царевич, но идущий на Русь с иноземцами, извечными супостатами, «злокозненными ляхами». Уже одно это вносит в сознание когнитивный диссонанс. Русь и законный царь-святоубийца по одну сторону, «законнейший царь» в союзе с врагами Руси – по другую. И выбор между ними православный воин должен делать здесь и сейчас, сражаясь.

Страшно идти против русского царевича – «грех велий», но он ведёт с собой на Русь полки еретиков – «воинов антихристовых». Страшно и защищать царя-«святоубивца», но долг требует защищать Родину от иноземцев. На этом примере Пушкин художественными средствами показывает, что такое удар в точку сборки общества! Понятия Отечества и Царя, доселе неразделимые, теперь расходятся. Триада «Вера-Царь-Отечество» дает трещину и распадается.

Так начинается народная трагедия, точнее, одна из её ипостасей. И в том один из глубочайших смыслов пушкинского «Бориса Годунова».

Но того же самого – дискредитации и демонизации образа Государя добивались и известные силы в 1905 году, объявившие Николая II «кровавым», точно был он самым жестоким из всех известных на Руси властителей.

Как показывает опыт, эти клеветнические штампы оказываются необычайно живучими и пестуемыми. Оттого-то и до сих пор упоминание одного имени последнего русского царя вызывает в известных кругах лютую и озлобленную реакцию, весьма похожую на беснование, которую не вызывает даже упоминание имени Гитлера. Можно подумать, что последовавшие за Николаем II начальники русского государства были сплошь херувимы и серафимы. 

О роли черного пиара в подготовке переворотов пишет в своей книге и Зыкин. 

Еще один аспект описанной Пушкиным Смуты – иноземный идеологический патронаж, где роль кураторов исполняли отцы-иезуиты.

Тема иезуитов в «Борисе Годунове» звучит хоть и кратко, но отчётливо: пушкинский Самозванец уверяет своего «куратора», что не пройдёт и двух лет, как Русь обратится в католичество, перестанет быть самодержавной, т.е. независимой в международном плане, и перейдёт под власть римского папы. Это и есть главная задача, стоящего за спиной ляхов Ватикана. И Русь была отнюдь не единственным объектом его постоянной и неослабной экспансии.

При внимательном рассмотрении понятие «смутного времени» приобретает мировой масштаб. В конце XVI – начале XVII веков буквально по всем православным царствам прокатилась волна «цветных» переворотов, и двигателем этих революций стали католические ордена, в первую очередь иезуиты. Выглядело это в то время примерно так же, как если бы сейчас по всему миру внезапно и одномоментно начались террористические акты.

Смуты со свержением властей и гонениями на православную церковь охватили Русь, Эфиопию, Молдавию, Валахию, Трансильванию, Грецию, Александрию (Египет). К тому жеэто ещё и время Брест-Литовской унии, до сих пор имеющей свои кровавые последствия на Украине. Наконец, это время уничтожения православного царства в Закавказье – знаменитое нашествие шаха Аббаса I в Грузию в 1613 году, когда было убито до ста тысяч православных христиан. Свидетелями и зрителями этого стали... внезапно очутившиеся в ставке Аббаса католические монахи-августинцы. В их же присутствии происходили пытки царицы Кахетии Кетеван и её духовника, позже жестоко убитых. Так что мучил шах не просто христиан, а именно православных христиан, очевидцами чего стали посланцы католических орденов. К этим «еврохристианам» шах обнаруживал загадочную веротерпимость и выказывал им свое расположение.

Странная вырисовывается картина: ни с того ни с сего персидский шах разоряет собственную страну и собственный народ (Грузия была его провинцией). По его приказу убивают десятки тысяч христиан, заставляя отрекаться от веры, измываются над царицей, а на почётных местах зрителей сидят августинские монахи.

В этом же ряду стоит и «цветная революция» в Эфиопии. После проникновения иезуитов в Эфиопию император Сусныйос (1607-1632), возжелавший, по наущению своих кураторов создать абсолютную монархию под патронажем Римского папы, принимает католицизм. Это приводит к развязыванию религиозных войн, прекратившихся с воцарением императора Фасиледэса (1632-1667), который изгнал из страны иезуитов. 

Дотянулся орден иезуитов и до Японии. Однако объединитель страны Тоётоми Хидэёси весьма нетолерантно обошелся с прозелитами ордена, жестоко казнив в 1597 году в Нагасаки 26 человек. Гонения на католиков, начавшиеся в Японии в 1587 году, предприняты в ответ на экспансию европейских государств: был принят закон об изгнании миссионеров, за которым последовали казни католиков. В том же году Тоётоми Хидэёси издал указ, требовавший от христианских миссионеров в течение 20 дней покинуть страну под угрозой смерти.

Размах событий Смутного времени впечатляет. Это всемирное действо имело и последствия глобальные. Всего, конечно, Пушкин мог и не знать, и, скорее всего, не знал, однако историческое чутьё и интуиция были у него феноменальные, и механизм «цветной революции» исследован им дотошно на всех возможных уровнях – от мистического и исторического до социального и личностного.

Семена, посеянные иезуитами в России, взошли 14 декабря 1825-го на Сенатской площади. Изгнаны из России иезуиты были лишь в 1820 году, но вернулись в 1991-м, добившись открытия в Москве Института философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского (негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования). В 2006 году сей вуз получил государственную лицензию Министерства образования и науки Российской Федерации.

Показательно, что фактор «недовольства своим материальным положением» упоминается в трагедии лишь вскользь, зато на передний план выступает «мистическая составляющая». Каким же образом побиваемый всякий раз в прах Самозванец въезжает на белом коне в Кремль?

Современник Пушкина - Токвиль - в своем классическом труде «Старый порядок и революция» показал, что Великая французская революция совершилась в момент заметного и неуклонного роста благосостояния французов и, следовательно, фактор недовольства своим материальным положением никак не мог был решающим.

История знает множество самых разнообразных революций и переворотов – от Реформации до отделения колоний от метрополии, от «славной английской революции», от Великой Французской революции до Февральской. И тут возникает вопрос: «Как же может быть главным источником такого многообразия революций и переворотов один социально-экономический фактор?» И уж совсем ставит в тупик марксистов-материалистов «революция достоинства» на Украине с ее перманентными беснованиями, оккультными практиками и культом смерти.

После майдана они приходят в замешательство: «Какими такими «сверх-технологиями» можно было, оказывается, довести до беснования публику?»

К сожалению, со своим мистическим взглядом на русскую историю Пушкин так и остался в одиночестве: нынешние историки предпочитают говорить о зримых «факторах», уподобляясь частенько булгаковскому Ивану Бездомному, полагавшему, что сам человек историей и правит.

К сожалению, не уделил этому внимания и Зыкин, убедительно показавший вместе с тем, что само по себе недовольство теми или иными порядками или государственными персонами не является основной причиной революций и переворотов.

Куда больше смысла в утверждении, что власть сама по себе является высшей целью и ценностью, ради завладения которой известные лица и силы готовы пойти ва-банк.

Так что все смуты и впрямь похожи одна на другую. Будем внимательнее читать Пушкина.

Темы: История Руси
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 22.03.2017, 09:42
    Гость: РЖГ

    Обычно люди в общении употребляют порядка 2тыс слов, пограмотней до 5-6; словарный запас великого писателя Толстого 18 тыс; словарный запас Ленина - 48 тыс. Критики освоили бы хотя бы половину, чтобы право иметь на критику. Сейчас в Большом восстановили оперу, так в программке самое афористичное её сути дано наркомом. Если вы о теперешнихЮ так это уже вы получатель, значит того стоите.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 22.03.2017, 01:49
    Гость: Скорпион

    "К 17 году смены власти требовали все слои общества."

    Ага, и получились систему управления как у аквадиспотий с малограмотными проходимцами во главе. Вот такая "современная экономика" и такое "современное управление"

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 22.03.2017, 01:16
    Гость: Прохожий

    Академик Панченко указывал на то, что самозванство есть прямое следствие узурпации власти. Эта взаимосвязь четко прослеживается и на примере Годунова, и на примере Екатерины II, и на примере Временного правительства, где в роли самозванцев выступают большевики с их псевдонимами и партийными кличками.
    И автор совершенно обоснованно обращает внимание на не материальную, а духовную причину всех так называемых "цветных" революций.

    Еще из Повести временных лет мы знаем, что нашествия иноплеменников бывают за грехи; междоусобная же война бывает от дьявольского соблазна. Об этом же говорит и св. Серапион Владимирский, видя главную причину завоевания Руси - грехи народа: ложь, клеветы, грабежи, воровство, разбои, сквернословие, прелюбодейство, зависть, злоба, ненависть, жадность… а также: скверные и немилостивые суды, лихоимства, ростовщичество, возрождение языческих обычаев (колдовства, гаданий). Наряду с обличениями святитель указывает и на условия освобождения от врагов: покаяние, бес которого невозможно духовное возрождение, необходимое для преодоления внутренней распри и объединения силы в борьбе с врагом.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 22.03.2017, 01:15
    Гость: Прохожий

    Правота святителя Серапиона была делом доказана уже в следующем веке, когда русский народ явил миру целую плеяду святых во главе с пр.Сергием Радонежским, духовный подвиг которых сделал возможным и ратный подвиг русских воинов. Ключевский писал: "При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной".

    Взаимосвязь политической крепости и нравственной силы рефреном проходит через всю трагедию "Борис Годунов".

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 21.03.2017, 17:01
    Гость: РЖГ

    Ведь должны были в школе учить: всё определяет экономика - современное производство требует новых форм управления. Началась в стране индустриализация и феодальная система власти стала её тормозом. Восстания
    1905-7х годов финансировала и обеспечивала оружием новая буржуазия. К 17 году смены власти требовали все слои общества.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (6)
]]>
]]>
Выбор читателей
Протоиерей Ткачев посоветовал женщинам умерить амбиции
МИД Армении призвал Россию не вмешиваться в дела страны
Коллаж © KM.RU
«Газпром» в глубоком кризисе: Причины и прогнозы
© KM.RU
«Может, и по башке кому-то прилетит»: Резкий рост квартплат в июле вновь поставил вопрос — откуда такие цифры взялись?
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Сегодня с большой долей вероятности можно описать план ведения военной кампании 2024 года, подготовленный американцами»
Лучшие гибридные автомобили 2020 года
«"Никкимания" и её мотивы: какими историческими фигурами предлагают восхищаться в правление Владимира Путина?»
Новый год с Линдой, 31 декабря, «16 Тонн»
«Калинов мост», 3 апреля, ДК им. Горбунова
Скелет кита «Мне нужен друг» (интернет-сингл)
Что сынку, помогли тебе твои ляхи? Вернее, англосаксы
«Пилот», 3 ноября, Base
«Получены детские психологические травмы»: актеры и спортсмены осудили захват монастыря силовиками
QUEENtet Сергея Мазаева, 6 мая, «Академ Джаз Клуб»
Единственный и неповторимый Жерар Депардье
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.