]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Пусть меня научат»: зачем в школы России зовут специалистов без педагогических дипломов?

14:41 10.06.2019
, Святослав Князев

В правительстве решают проблему дефицита педагогических кадров в стране

В ближайшее время специалисты, студенты и аспиранты, не имеющие педагогических дипломов, получат официальную возможность читать «профильные» предметы в школах. Об этом заявила вице-премьер-министр Татьяна Голикова на прошедшем намедни заседании итоговой коллегии Минпросвещения.

Фото с сайта Pixabay.com

«Вы помните, что в соответствии с поручением президента подготовлен законопроект о внесении изменений в закон об образовании, который позволит школам привлекать к занятиям специалистов из других сфер, студентов, аспирантов, не имеющих педагогического образования, но имеющих специализацию по предмету. Мы очень рассчитываем, что первое чтение - оно запланировано в Госдуме на июнь 2019 года - пройдет, и мы быстро продвинем этот законопроект» - цитирует заместителя главы правительства РФ ТАСС.

В принципе, прямого запрета на то, чтобы, например, специалист в области информатики без учительской «корочки» читал соответствующий предмет в школе, и так не было. Однако ранее для того, чтобы доказать это, следовало ссылаться на целую цепочку нормативных актов, что не могло не вызывать определенных разночтений. Теперь же в правительстве решили сделать ситуацию однозначной.

Почему исполнительная власть озадачилась данным вопросом – догадаться несложно. В текущем году министр просвещения РФ Ольга Васильева неоднократно заявляла о значительном дефиците в стране педагогических кадров, который в дальнейшем должен только нарастать. Сегодня в школах России работают 1,3 млн учителей, однако только 5,5% из них – молодые специалисты в возрасте до 29 лет.

Если существующие тенденции сохранятся, то уже через 10 лет, к 2029 году, России будет не хватать более 188 тыс. педагогов. Сегодня система среднего образования уже ощущает острую нехватку учителей начальных классов, английского языка, математики и информатики. Согласно обнародованным недавно в СМИ данным экспертных опросов, только в 52% российских школ наблюдается «полный комплект» по всем педагогическим специальностям.

Такая ситуация стала производной сразу от нескольких проблем.

Во-первых, базовая учительская зарплата – весьма невелика. Официальная статистика среднего заработка педагогов выглядит очень неплохо (в столице и на Севере доходит почти до 90 тыс. рублей в месяц), но в ней есть ряд нюансов, на которые следует обратить внимание.

В частности, многие учителя вынуждены работать на 1,5, а то и на 2 ставки, от чего само качество их работы, соответственно, снижается. На практике, работающим на одну ставку педагогам в части регионов приходится довольствоваться зарплатами на уровне ниже 20 тыс. рублей.

Во-вторых, существует моральная составляющая проблемы. Следует признать, что и в советские времена педагоги на фоне многих других профессий зарабатывали немного. Однако престиж учительского дела был чрезвычайно высок, и он поддерживался всеми доступными средствами – например, кинематографом. Сегодня же тотальная либерализация, фанатичное увлечение родителей «правами» своих детей и уходящий корнями в «лихие 90-е» рост уровня криминализации социума приводят к падению авторитета педагогов.

Поэтому в СМИ регулярно всплывают случаи избиения школьниками учителей, нападения подростков на школы или нецензурных оскорблений педагогов учащимися. А родители-активисты смакуют в соцсетях подробности того, как они «ставили на место» не угодивших их отпрыскам учителей.

Все вышеперечисленное сказывается на моральном весе «инженеров детских душ» в обществе, и это достаточно опасно. Педагог – это одна из ключевых профессий, необходимых для нормального функционирования современного социума. Не зря профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель написал в 1866 году в газете о том, что победа Германии над Австрией – это победа немецкого учителя над австрийским.

А Джон Кеннеди, в своих публичных выступлениях неоднократно признавая, что СССР по ряду научных и образовательных параметров обходил США, призывал американцев подражать советскому народу в этих вопросах и констатировал, что успехи Советского Союза в космической гонке непосредственно связаны с образовательными достижениями Москвы.

Если мы хотим, чтобы у нашей страны и в дальнейшем были научные успехи, сопоставимые с успехами середины и начала второй половины ХХ века, необходимо срочно укреплять и переводить на качественно новый уровень отечественную систему образования.

Конечно, идея активнее привлекать специалистов без педагогических дипломов  сама по себе весьма неплоха. Однако вряд ли ее можно считать ответом на все вопросы.

Человек, не имеющий ни малейшего представления о педагогике и психологии, попав в окружение детей, может сильно наломать дров в отношениях со школьниками.

Ну, или, как минимум, утонуть в ворохе специфической документации. Чтобы этого не произошло, для таких специалистов нужно организовать хотя бы педагогические курсы. А потом – нечто вроде наставничества с опытными учителями.

Да и вряд ли высококлассный химик или специалист в области IT вдруг согласится пойти трудиться на зарплату в 20 или даже 30 тысяч рублей.

Региональные чиновники в последние годы наговорили педагогам много неприятных вещей – называли их материальные требования (зарплаты более 9 тыс. рублей) «завышенными» и призывали забыть о нормальной жизни – с поездками на отдых за границу и качественными автомобилями. Чего они добивались таким образом? Обратного отбора? Чтобы самые активные и способные заранее не шли в педвузы? Или по выпуску из них –уходили трудиться в другие сферы? А детей кто в этом случае будет учить, простите?

Теоретических вариантов поддержки учителей немало. Во-первых, это рост заработной платы. Во-вторых, социальные гарантии и льготы. В-третьих, что также немаловажно,  защита от противоправных посягательств. В 2014 году в СМИ промелькнула и исчезла новость о прекрасной инициативе – введения специальной юридической ответственности для тех, кто оскорбляет или преследует педагогов. Потом об этой идее все подзабыли, а зря. Учителя бы сразу почувствовали  себя увереннее.

Ну и, конечно, как в старые добрые времена, поддерживать престиж учительской профессии можно с использованием PR-технологий. Положительные образы учителей должны появиться в кинематографии, художественной литературе, новостных телепередачах. Без реализации данного «триединого» комплекса мер эффективность всех остальных мероприятий в поддержку будущего отечественной системы образования может оказаться недостаточной.

Темы: Высшее образование в России, Образование в России, Реформа образования в России, Российские школьники, Школьное образование в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 13.06.2019, 18:33
    Гость: Да

    Просто многие карликовые страны не имеют никаких расходов, и в каком-то смысле могут сидеть на шее...в том числе, Эстония..

    Америка - не может..её роль предполагает колоссальные военные и политические расходы..она в долгах, но смягчает тот факт манипуляциями с долларом..и всё равно, денег ей уже не хватает на субсидирование всяких там да,даже на хохлов..

    У РФ экономика меньше, а военные расходы, после предательства Козыревых и прочих,у кого не было интересов, и который сбежал к ВЕРОЯТНЫМ хозяевам в США, даже больше, чем у Америки...догонять приходится..

    К ТОМУ ЖЕ НЕПОНЯТНО, ЗАЧЕМ В ЭТОЙ МИЛЛИОННОЙ СТРАНЕ - стонии - ОБРАЗОВАНИЕ?

    ВРОДЕ БЫ, ВСЯ МОЛОДЁЖЬ В ГАСТАРБАЙТЕРАХ..

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 13.06.2019, 15:14
    Гость: Во- первый - надергать можно что угодно, даже про царя Горо

    Во-вторых - твои нудные экскурсы в историю никто не читает. Пойми ты это, чудак;
    В третьих - о чем бы ты не писал, конец предсказуем - «у вас все плохо» (советую сменить пластинку);
    В четвёртых - ты сам личность настолько одиозная, что, уж извини, так и хочется щелкнуть тебя по носу.
    А теперь, если хочешь, можешь продолжить о британской инспекции образца 1990 года. Только постарайся писать без ошибок. Это тоже раздражает - человек пытается всех учить, а сам полуграмотный.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 13.06.2019, 09:42
    Гость: Dolph Lundgren

    Да, такие обороты мысли вам точно помогут обьяснить нищим в России почему они нищие. Порадуются тому, что Америка живёт хуже Монако.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 13.06.2019, 09:19
    Гость: Да

    Заметно, совсем оторвался...кстати, а почему в Америке живут хуже, чем в Монако - никогда не задумывался?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 13.06.2019, 08:51
    Гость: Dolph Lundgren

    То, что я писал о британской инспекции на нете не надёргаешь - это было состояние в 1990 году.
    Надёргать можешь то, какова из инспекция сегодня.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (142)
]]>
]]>
Выбор читателей
Глава Минюста предложил принудительно «вправлять мозги» желающим развестись
Делегация «Талибана» на ПМЭФ договорилась ввезти в Россию 1000 специалистов
Ракеты Tomahawk и бомбы GBU-57 принуждают Иран «к миру»: 22 июня Трамп начал свою первую войну
Трамп ответил Медведеву на слова о поставках ядерного оружия Ирану
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Россия вымирает с 1964 года, и к концу столетия от нашего населения останется половина»
«В отсутствие внятной государственной политики далее будет всё, как в 90-е годы – крытые рынки, снующие в Турцию и Китай с баулами "челноки"»
E.S.T. «Проба пера» (CD + две открытки + наклейка + медиатор)
«Горшенев» добился культурного шока своим симфоническим концертом
Когда и где закончится СВО и что будет дальше? Пять наивных вопросов российской власти
Игорь Саруханов, 20 апреля, Lюstra Bar
Почему отсутствие идеологии грозит России поражением
РУБИ КОНцы «Бэдтрип» (интернет-сингл)
Включай микрофон! «Не смотри вниз» (интернет-релиз)
Мара назвала типичным русским состоянием спасение друг друга до последнего
Как построить дом, чтобы в дальнейшем не переплачивать без надобности?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.