Властью облеченный, но не просвещенный: как чиновники добивают науку в России

Слово «просвещение» пришло нам из религии и в первозданном своем смысле означало способность человека впитывать свет божественной истины. Недаром же народная мудрость о человеке, живущем не по заповедям, гласит: «Крещенный, но не просвещенный». Позже наука «экспроприировала» этот термин, но лучшие умы человечества всегда заботились о том, чтобы знания и нравственные принципы сочетались в людях гармонично. Теперь же чиновники в России готовы подмять этот процесс под себя, безнадежно его профанировав.
В Госдуме в третьем чтении был принят законопроект о просветительской деятельности. Его инициаторами выступил сенаторы и депутаты, входящие в комиссию по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. За проголосовали 308, против - 95 депутатов, воздержался 1. После рассмотрения законопроекта его должны направить на подпись президенту. В случае принятия закона вступит он в силу уже 1 июня 2021 года.
Согласно законопроекту, под просвещением отныне понимается просветительская деятельность, осуществляемая вне рамок образовательного процесса, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
А теперь - внимание - осуществлять такую деятельность отныне (если, конечно, закон будет принят) могут органы государственной власти, местного самоуправления и уполномоченные ими организации. Сюда же могут относиться физические и юридические лица, но - при соблюдении закона. Закон же запрещает задействовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ».
Куда клонят «отцы народа», в принципе, ясно. Отныне закон о просветительской деятельности может стать мощным инструментом цензуры, ведь депутаты вознамерились оградить школьников от «антироссийской пропаганды». По мнению законодателей, это «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя».
При этом с учеными, напрямую связанными с просветительской деятельностью, как всегда не посоветовались. За отзыв документа выступили все члены РАН, для которых просветительская деятельность является уставной. Вице-президент РАН Алексей Хохлов пожаловался, что делился своими опасениями о законопроекте с главой Госдумы Вячеславом Володиным, но внятной обратной связи так и не получил.
Кандидат биологических наук, лауреат премии «Просветитель» Александр Панчин также считает, что ученых фактически оттеснили от обсуждения законопроекта. Да и как иначе, если согласно закону, главными в просвещении теперь становятся не представители народа, а чиновники. Панчин опасается, что все это может привести к ужесточению цензуры.
«Как это в итоге разыграется – заранее сказать сложно. Посмотрим, - рассказал он Общественной службе новостей. - По итогу, их общественное мнение не интересует. И это очень тревожный знак, потому что нормальное развитие науки в стране возможно только в том случае, если именно учёные объясняют и задают векторы жизни научного сообщества».
Тем не менее, борьба против закона ведется, ведь, помимо протестующих против него ученых, петицию на сайте Change.org подписали уже 200 000 обычных граждан.
«Уже есть предложения коллег о том, что необходимо написать в Совет Федерации, чтобы они устроили публичные слушания по поводу этого законопроекта, - признается Александр Панчин. - Потому что самое парадоксальное и самое обидное в том, насколько, получается, наши депутаты далеки как от широкой общественности, так и от профессионального научного сообщества».
Публицист Анатолий Несмиян (Эль Мюрид) указал у себя в Фейсбуке на один бросающийся в глаза алогизм законопроекта: «Суть в том, что закон запрещает в этой деятельности озвучивать «недостоверные сведения об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов». Что понимать под недостоверными сведениями и традициями - вопрос, который должен быть разрешен в подзаконных актах. Но уже сейчас понятно, что охватить все традиции всех народов, а также установить, что является достоверным, а что - нет, невозможно просто по техническим соображениям… В итоге все сводится к созданию единственно верной версии любых событий и «традиций», которая будет устанавливаться подзаконными актами. Все остальные версии становятся незаконными, а любая попытка хотя бы озвучить их будет подпадать под запрет».
Против принятия закона о просветительской деятельности уже выступила и Счетная палата РФ. «Реализация законопроекта приведет к ограничениям деятельности организаций гражданского общества, в том числе социальных некоммерческих организаций, дискуссионных площадок, клубов по интересам, культурных центров, сообществ, созданных по интересам и прочее», - цитирует ТАСС отчет о работе департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ в 2020 году.
Кроме того, Счетная палата указала на то, что новое понятие «просветительской деятельности» фактически дублирует термин «воспитание». Кроме того, по наблюдениям ведомства, деньги из бюджета на реализацию такого закона в случае его принятия не предусмотрены.
Комментарии читателей Оставить комментарий
а это Вы зря так думаете: наука продвигается не для
угождение омериканцам;
да, Вы тут правильно написали:
РФ всего лиш пытается ОБОРОНЯТься, а сам закон топорный!,,
Свадебный генерал.
В Польше и Украине существуют институты национальной памяти по сути идеологические организации, которые создали ложную историю и разрабатывают целые русофобские учения. В РФ этим учениям противодействуют разве что одиночки, это печально, так как одиночки не в состоянии конкурировать с организацией.
По теме статьи проблема агрессивных санитарных кордонов Польши, Украины Прибалтики осознана и РФ пытается оборонятся.
Можно посоветовать создать организацию по изучению русофобских идеологий и эта организация или комитет должна выработать стратегию борьбы с кордонами, а также развенчать их ложь.
А зачем в феодальном бантустане наука?!