«Наша репутация на Западе столь одиозна, что это открывает блестящую возможность делать то, что нужно»

В дорогом парикмахерском салоне разговорились клиентки. О политике. «Мы стали изгоями, настоящими изгоями!» - энергично жестикулирует дама красивыми руками со свежесделанным маникюром. «Просто плакать хочется!, - поддерживает её другая. – Слава Богу, хоть ботокс не исчез». «Раньше я была гражданкой мира, а теперь стала жительницей rogue state (государства-изгоя)», - щеголяет эрудицией третья.
А мне подумалось вот что. Старинное слово изгой означало когда-то ведь не только того, кого откуда-то выгнали. Оно значило ещё и вольноотпущенника, освобождённого холопа. Вот эту захватывающую перспективу и открывают, как мне кажется, перед нашим народом события последнего времени.
На протяжении последних десятилетий мы были прилежными холопами Запада, заискивали, подражали, жались к нему, словно паршивая собачонка к равнодушному прохожему. Чего стоит восторг вступления в разные там советы и комитеты, радость от принятия нас в ВТО, я уж не говорю об участии в олимпиадах любой ценой и на любых, сколь угодно оскорбительных, условиях.
Справедливости ради надо признать, что потребность скулить на коврике перед дверью Запада свойственно не всему народу, а только высшим слоям: чиновникам, а особенно интеллигенции – всем этим бесчисленным экспертам по выеденному яйцу, писателям газет, преподавальцам нескончаемой гуманитарной муры. Именно они создали и поддерживают ту атмосферу неизбывного восторга перед западной мудростью, стремление подражать, подражать, подражать. Именно они создали и раскрутили дутые авторитеты.
К несчастью, так было всегда. Люди полукультуры, неофиты образования всегда у нас были прилежными западниками. «Даже Бюхнер, третьестепенный популяризатор поверхностных идей, превратился в катехизис, внушающий религиозное к себе отношение», - писал Бердяев в ответ на статью Горького 1902 г. «Две души», где тот восторженно восхваляет Запад и западного человека. Поставьте на место забытого ныне Бюхнера вполне актуального Хайека и вы поймёте, что умственный настрой интеллигенции не слишком переменился за 150 лет.
Мне было стыдно и смешно слушать, как на Московском экономическом форуме норвежский экономист Эрик Райнерт призывал российских учёных обратить внимание на труды дореволюционных русских экономистов, а не ограничиваться западными.
Простой русский народ никакого пиетета к Западу не имеет. Он всегда хотел жить своей жизнью: богаче, удобнее, но – своею.
Мне кажется, сегодня у нас у всех есть шанс избавиться от западнического морока и налаживать жизнь на свой лад и образец, без оглядки на Запад и его мнение. Наша репутация на Западе столь одиозна, что это открывает блестящую возможность делать то, что нужно. Нам нужно. Под парусом можно идти по ветру и против ветра - так и репутацию можно использовать как хорошую, так и плохую.
Вот и надо поскорее перестроить нашу экономику, финансы, всю жизнь так, как надо нам, а не в угоду чужому вероучению. К сожалению, не-западническая мысль занимает у нас непропорционально малое место. Нам насущно требуется не только смена элит, о чём все говорят, но и смена мыслительной парадигмы. Это трудно, как трудна всякая самостоятельная мысль, но возможно, и возможно именно сейчас.
Именно сегодня можно принять некоторые полезные законы, что было немыслимо вчера: например, о тотальном запрете пропаганды половых извращений.
Или о возможности лишить российского гражданства того, кому очень не нравится «Рашка», «тоталитаризм», «рабство» и т.п. Надо помочь страдальцам избавиться от столь угнетательного для них государства – это будет вполне гуманный шаг.
На самом деле, единственно тяжкая и трагическая судьба – это быть изгнанным из своей страны. Не с Запада быть изгнанным, не из какой-то там организации – именно из своей страны. В одном старинном переводе «Божественной комедии» сказано: «Ты будешь к хлебу привыкать чужому,/Узнаешь ты, как горек он и солон,/ Как лестница крута к чужому дому».
И в самом деле, крута. Данте, изгнанный из родной Флоренции, знал, о чём писал.
Изгнанник, даже если он материально прилично устроен, теряет не родину – он теряет себя. Потому что человек входит в человечество не как некий безличный атом, «общечеловек», а как русский или немец, или мексиканец. Эмиграция сбивает эту настройку. Не случайно множество эмигрантов, что постоянно толкутся на русских интернет площадках, многоречиво и эмоционально ругают «Рашку» и доказывают, как они завидно устроены, как прозорливо поступили, что «свалили». Горчит, видно, хлеб чужбины…
К сожалению, и это надо признать, на протяжении последних десятилетий, мы сами, по своей воле, изгоняли самих себя из своей страны. Духовно и умственно мы были «там». Счастья это нам не принесло. Пора возвращаться.
Вообще, единственное, что даёт ощущение не зряшно прожитой жизни – это участие в большом деле вместе со своим народом. К несчастью, среднее и молодое поколение россиян этого почти лишено. Хочется верить, что молодёжь будет в этом смысле счастливее.
Тогда, глядишь, и Запад нас уважать начнёт. Ведь западный человек – рациональный прагматик. И уважает он две вещи – силу и богатство. Вот это и надо наращивать. У нас есть к тому все возможности.
Комментарии читателей Оставить комментарий
...он был уже весьма пожилой, однако довольно высокий и худой.
Он родился в эмиграции после 1917.
100% русский ,начиная от Адама.
Он никогда не был ни в
Ссср,ни в Рф. Говорил на петербуржском русском,слегка картавя.
Был забавен тем,что имел пожизненную слабость к прекрасному полу.
Однажды рассказал,как он сидел в Сорбонне на лекциях Набокова. Услышав это,
Я подпрыгнул,расплескав кофе на свой камзол. И сразу же ,аки коршун,вцепился в него с вопросом "оо,расскажите же о Набокове!"
Он так надменно -насмешливо на меня посмотрел,и ответил:" да я на девочек больше смотрел...плохо помню Набокова..."
И замолчал.
.
Вот вам и шуршу ля фам
Все у вас меерсиии,да поджалюста..
Нет,чтоб как у людей..
.
Несознательней Вы товарисч. Сразу видно,что с гмо.
.
Есть языки благозвучные,есть и не-. Благозвучные это хороший инглиш,желательно "oxon",оксфордский,
.френч,желательно "паризьен",
. Певучий и мечтательный италийский ,и древний и таинственный греческий,правда,в итальянском надо ещё махать руками,
.это Европа. И ,ессно,русский. Но тоже --не форумный,а оксфордский.
Понимаете?иногда учат язык только из за его благозвучия,а не потому,что на нем говорил Ленин. Иногда писатель и рассказ напишет только из за одной фразы "петух опевал зарю" (Бунин) кстати,он Нобелефскую речь произнёс на франц. А шведам немецкий был бы понятнее,по идее. Или его родственник инглиш. Таков тогда был кодекс. Франц.яз.-язык королей и дипломатов.
Англия это помнит,с 12 века.
.Вот
Набоков терпеть не мог немецкий,прожил в Г.15 лет. Говорил,что не прочёл ни одной нем.газеты за 15 лет. А инглиш знал до русского,с пеленок,тогда англомания была среди нобелитета (родство с Викторией и тд). Он когда не мог слезть с горшка,ещё совсем маленький был,начинал отчаянно пищать--"help!"(помогите!)
Зато как начал писать по русски,так до сих пор нарот балдеет, те,кто владеет русс.яз.
.а насчёт его инглиш совсем шизеют--"такой богатый у него англ.язык...", охают, так говорят англоязычные пиплы.
.
Кароче,на вкус и цвет ..
Все у вас продукты гмо и егэ) Так можно любой язык опорочить. Нормальный язык, не хуже других. Инглиш вон тоже много где воевал и бед принес.
Хорошо ковырять у вас только за..ницы друг другу получается. Работайте, "братья")
Не буду слушать ваши немецкие пестни. Меня скрючивает от немецкого,это эхо войны,пепел клааса,такскзть,вам не понять,вы продукты еге и гмо.
Сами слушайте