Техосмотр опять новый

Схема прохождения технического осмотра автотранспортных средств по-прежнему не дает покоя властным головам. Прошло всего два месяца с момента запуска нового порядка прохождения ТО, но уже сейчас стала очевидна вся ее ущербность. Реализация идеи привязки полиса ОСАГО к талончику ТО, когда полис можно получить, только пройдя техосмотр, на практике вылилась в злоупотребления страховых компаний, бесконтрольную торговлю полисами и игру на водительских нервах.
Изюминкой нового закона стало условие, согласно которому водитель может оформить страховку, только если срок действия его талона техосмотра составляет не менее полугода. Это замечательное условие стало фактически способом шантажа автовладельцев. Казалось бы, самый простой выход из создавшейся ситуации - просто отменить систему ТО и не создавать автовладельцам лишних проблем, но уж слишком большие деньги крутятся в этой сфере, чтобы можно было запросто отказаться от них. Именно поэтому вместо того, чтобы разом разрубить этот гордиев узел, чиновники решили его модернизировать. Ох уж эта модернизация….
На этой неделе группа депутатов Государственной Думы от фракции «Единая Россия», входящих в комитет по финансовым рынкам, внесла на рассмотрение законопроект, еще раз меняющий схему прохождения ТО. Депутаты предлагают больше не доверять «проштрафившимся» автостраховщикам контроль прохождения водителем технического осмотра автомобиля. Раз уже представители страховых компаний не оправдали доверия, предлагается вообще никак не привязывать получения полиса ОСАГО и талона ТО. Если законопроект, поддерживаемый Минфином, будет принят, то любой автовладелец сможет застраховать свой автомобиль вне зависимости от прохождения техосмотра.
«Данная норма позволит сделать процедуру прохождения техосмотра более удобной, поскольку страхователь сможет беспрепятственно заключить договор ОСАГО и пройти техосмотр в удобное для него время. Мы вообще отвязываем (техосмотр) от ОСАГО», – заявил один из авторов законопроекта - депутат Владислав Резник.
При этом сотрудники ГИБДД по-прежнему не будут проверять наличие талона о прохождении ТО. Но не надо думать, что контроль над прохождением техосмотра фактически снимается. Да, страховщик больше не будет иметь возможности отказать автовладельцу в выдаче полиса ОСАГО на основании отсутствия талончика ТО, но проверить его наличие он будет обязан. В случае, если техосмотр пройден, в полис будет ставиться специальная отметка. Если техосмотра нет, не будет и заветного штампика. Именно эту отметку в полисе и будут проверять автоинспекторы. Иными словами, техосмотр по-прежнему нужен, только пройти его теперь можно тогда, когда это удобно.
Казалось бы, изменения к лучшему. Однако при детальном рассмотрении депутатской инициативы оказывается, что данный законопроект еще больше запутывает ситуацию. Как быть тому, кто решил сначала получить полис ОСАГО, а потом пройти ТО? Кто будет ставить ему задним числом отметку в полисе? Каким образом это будет происходить? Является ли полис без отметки фактически действующим? Законодатели предлагают одновременно с вводом своих поправок ввести и штраф за отсутствие в полисе отметки о ТО в размере 500-800 руб. Более того, в случае наступления страхового случая страховая компания будет иметь право (читай - обязательно будет) взыскать со своего клиент убытки, если на момент ДТП в полисе не было отметки о ТО. Учитывая это, возникает вопрос: а какой смысл в таком полисе? Почему страховая компания получает законную лазейку ухода от выплат, если полис уже куплен, т. е. деньги страховщик уже получил? Удивительно, но законодатель считает, что в подобной ситуации нет ничего плохого. Согласно позиции депутатов, «такой подход будет способствовать повышению безопасности дорожного движения и позволит обеспечить экономическую заинтересованность страхователя в своевременном прохождении техосмотра».
На фоне новых инициатив ужесточится и наказание водителя в случае, если он стал виновником ДТП на неисправном автомобиле с просроченным талоном техосмотра. Согласно новым предложениям, если в ДТП был причинен легкий вред здоровью кого-то из участников, виновника оштрафуют на 3000-3500 руб. или лишат права управления автомобилем на полтора-два года (сейчас штраф - 1000-1500 руб. или лишение на полтора года максимум). Если же причинен тяжкий вред здоровью, то автовладелец будет лишен прав на срок до двух лет (сейчас есть штраф как альтернатива лишению).
Иными словами, авторы законопроекта вместо того, чтобы навести порядок в системе техосмотра, сделать ее прозрачнее и понятней, еще больше запутали ситуацию. Более того, складывается впечатление, что несмотря на то, что автостраховщики провалили «новый ТО» и подорвали и без того небольшое доверие граждан к своей деятельности, именно страховые компании окажутся в выигрыше, если законопроект будет принят. Судите сами: теперь страховые компании, не обязанные контролировать наличие талончика техосмотра, скорее всего, удалятся и от обязанности контролировать станции техосмотра и качество проведения работ. Т. е. с автостраховщиков максимально снимается ответственность, но при этом страховые компании получают еще одну официальную возможность переложить бремя возмещения ущерба с себя на простого гражданина.
А что же простой гражданин? В случае, если виновником ДТП окажется автовладелец, не прошедший ТО (хотя и имеющий действующий полис), водителям фактически придется разбираться самим. Судебные инстанции в нашей стране популярностью и доверием не пользуются, поэтому один водитель будет вынужден собирать деньги, а другой будет стараться выбить эти деньги всеми доступными ему способами. Победит тот, кто окажется сильнее…
А теперь давайте вспомним, с чего вообще начиналась система ОСАГО и как нам объясняли ее необходимость. Давайте припомним, какие радужные перспективы нам рисовали авторы обязательного страхования автогражданской ответственности. Нам рассказывали, что подобная схема действует во всех цивилизованных странах, нам говорили, что с появлением ОСАГО водители не будут больше выяснять отношения между собой в случае ДТП, а просто обменяются координатами страховых компаний, и страховщики сами все решат. Нас убеждали, что с появлением ОСАГО анекдоты про аварии «Мерседеса» и «Запорожца», начинающиеся со слов «Ну, ты, мужик, попал на бабки!», станут не актуальны. Нас уверяли, что в случае ДТП небогатому виновнику не придется продавать квартиру и левую почку… Помните? Что же мы имеем на деле? Фактически автовладельцы получили непонятный налог неизвестно на что, причем налог, получателем которого почему-то является не государство, а какие-то частные компании. Новые инициативы, скорее всего, только ухудшат данную ситуацию.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вот здесь не понял Андрей и неспроста, недозаконы пишут ЕдоРосы ( это спортсмены и артисты, у которых личный водитель). Пример - Андрей купил на рынке автомобиль и получив справку-счёт не съезжая с места должен пройти техосмотр и купить ОСАГО, иначе штраф, лишение прав. Просто страховой полис без ТО - недействителен.
По-моему автор не разобрался совершенно в вопросе. Речь, как из статьи видно идет о том, что если водитель виноват и у него нет ТО, то его страховая компания может в порядке регресса истребовать с него сумму ущерба, которую будет возмещать пострадавшему водителю. И о каком разбирательстве между водителями вести речь? В общем какая-то ерунда в исполнении Степного Богдана.
Сколько людей столько мнений. Стаж более 20 лет. Я погорячился, конечно для общественного транспорта и предприятий отменять ТО нельзя, частая смена водителя обязательно приведет к бардаку. Связь полюса и талона принципиально не обсуждаю, это отдельная тема. А вот ТО это просто обдираловка. Сам прохожу постоянно и каждый раз удивление. Естественно готовлю машину.Но в этот раз все было замечательно, не понравилась аптечка, старая (хотя лекарства все свежие и укомплектована на все случаи)купил что то за 140р глянул а там просто ни чего. Результат вожу две. И еще, как же мы год проездили без ТО- не ответ ли это?!
Это в Белоруси, а не в России - там чётко определено, что влияет существенно на безопасность движения, а в России сама машина источник повышенной опасности - плати и дуй дальше хоть без колёс.
Дурак - это плохо, а дурак с инициативой, вообще кошмар. Зачем покупать полюс ОСАГО без штампика ТО если он недействителен и всё равно штраф и лишение прав. Неужели так сложно бестолковкам в думе хотя-бы месяц разрешить ездить с полюсом без штампика ТО, пока его не пройдёшь. Ведь год ездили и ничего. Техосмотр в России без взятки всё равно 3-х летняя машина не пройдёт - не определены параметры тех. состояния, каждый пункт придумывает чего хочет, хоть муха нагадила на стекло. Талон ТО покупается, а значит на безопосность движения он не влияет.