Вливания в автопром: билет в бизнес-класс на вчерашний поезд

В этой ситуации отечественный автопром все больше напоминает переростка-нахлебника. Уже давно минуло совершеннолетие, возраст сексуального согласия и уголовной ответственности, как-то незаметно прошла зрелость и все неумолимее приближение пенсии, но родители по абсолютно непонятным причинам по-прежнему продолжают нежно пестовать его, щедро одаривая незаслуженными подарками. А он все никак не слезет с их шеи, выпивая из своих предков последние соки.
Вот и теперь как отметил глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров намечено очередное увеличение бюджетного финансирования. В 2018-2020 гг. только на компенсацию выпадающих доходов от повышения пошлин на комплектующие будет направлено около 7 млрд. долл. Также сохранятся все субсидии, которые предполагаются для компенсации процентных ставок по кредитам. И это в дополнение к уже вложенным воистину фантастическим суммам.
Вообще найти точные цифры господдержки отечественного автопрома практически невозможно, но даже открытые и вызывающие относительное доверие данные внушают благоговейный трепет. А вместе с ним и усиливающееся непонимание – куда же делись деньги (наверно именно поэтому со статистикой все так туманно).
Судите сами. Три кризисных года обошлись казне в 150 млрд. рублей (из которых 75 млрд. руб. получил АвтоВАЗ) потраченных на автомобильную промышленность. Это при том что накануне рецессии в 2007 г. Сергей Чемезов возглавлявший тогда «Рособоронэкспорт» оценил тольяттинский автогигант в его текущем состоянии всего в 4 млрд. долл. Но это не смутило бравурных чиновников и средства были выделены, обильно оросив колосса на глиняных ногах золотым дождем.
Для сравнения Китай на госзаказ, обеспечение налоговых льгот и проч. меры господдержки выделил около 1 млрд. долл., Европейские страны (Германия, Франция, Великобритания, Италия) – примерно 15 млрд. долл. США – порядка 30 млрд. долларов.
Россия, как видим, оказалась впереди планеты всей (ну что поделаешь – богатая у нас страна), вложив уму непостижимые суммы. Опять же для сравнения – все 12 автозаводов открытых в РФ иностранными концернами стоят примерно столько же, а в среднем как считают эксперты строительство нового автосборочного производства с выходной мощностью на уровне 100-120 тыс. шт. в год в России обходится в 260-350 млн. долларов.
Но новое нам не надо, нам нужно поддерживать старое, прикрываясь красивыми словами о «заботе и сохранении стабильности и рабочих мест». Хотя, как свидетельствуют отчеты, на АвтоВАЗе занято лишь около 8% населения Тольятти, на КАМАЗе – менее 5% жителей Набережных Челнов.
И даже если присовокупить сюда сотрудников смежных предприятий забота получается весьма сомнительная – все-таки гораздо целесообразнее открыть новый современный завод, способный нормально развиваться и выпускать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (как поступают в частности в Китае), чем без конца пытаться вдохнуть жизнь в отжившие свое формы.
Так что мы в итоге получили? По сообщению пресс-службы АвтоВАЗа для выпуска LADA Largus и других автомобилей на платформе B0 на заводе создано производство, состоящее из модернизированной линии сборки, новых цехов сварки и окраски. Это производство обошлось инвесторам в 400 млн. евро (еще одна фантастическая цифра на сегодня). Но выпускаться на нем будут морально устаревшие недорогие автомобили 2005-2006 модельного года альянса Renault-Nissan с замененным на российский шильдиком.
Шаг вперед? Скорее прыжок назад на уровень третьеразрядной полуподпольной фабрики, затерянной где-то в далеких джунглях Юго-восточной Азии (хотя и там теперь дела, по всей видимости, обстоят значительно лучше).
Да и все прочие заявленные АвтоВАЗом премьеры – LADA Granta с «автоматом», обновленная LADA Kalina – лишь критично запоздавшие попытки впрыгнуть в безнадежно уходящий поезд. Точнее в уже ушедший поезд. И это вместо того чтобы забыть эту досадную волжскую эпопею как страшный сон и коль уж ничего не получается попытаться начать все с чистого листа.
Тем более что к этому есть все предпосылки. Уже Минфин в подготовленном документе обозначил следующие приоритеты: «В 2013 году, в том числе, продолжится выделение субсидий автопроизводителям, реализующим инвестиционные и инновационные проекты, направленные на модернизацию основных фондов предприятий отрасли, повышение конкурентоспособности продукции автомобилестроения на внутреннем рынке». Так давайте активнее поддерживать реальные инновации а не липовые, заключающиеся в перелицовке устаревших моделей.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Мне вот шибко интересно: чтобы оставить коммент я должен подписаться.
А автору статейки это делать необязательно.
Эй, аффтар! Яви свое имя, заслуги, как эксперта в описываемой области, и прочие звания-регалии.
Умник нашёлся,ВАЗ делает машины по карману российского бедного потребителя (самого массового у нас), без излишних наворотов, отсюда и :"машина не роскошь, а средство передвижения"
...из которых 75 млрд. руб. получил АвтоВАЗ...
и
...США – порядка 30 млрд. долларов ...
75 млрд.руб это порядка 2,5 млн.долл.
это или опечатка, или странное сравнение.
Оказывается США тоже свой автопром субсидируют и очень не хило ...
Идите у Путина спросите - вы же за него голосовали...
В СМИ часто сообщают о сборе средств на дорогостоящее лечение - вот этих людей мне жаль. Дарить бюджетные деньги предприятиям банкротам, и допускать что бы люди (в т.ч. детям) с миру по нитке собирали средства на лечение - вот это преступление против здравого смысла.