]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Авто
Главная → Авто
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
    • Автообозрение
    • Блокнот водителя
    • Тест-драйв КМ
    • Новости дилеров
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Машины Великой Победы: от «полуторки» до «трехчетвертного»

15:16 7.05.2010

К середине 1945 года в составе Красной армии находилось 664 тысячи 500 автомобилей различных типов. Причем 10% составляли трофейные немецкие машины, а 33% занимала техника полученная по ленд-лизу – государственной программе, по которой США (в основном на безвозмездной основе, а частично – с отсроченным возвратом) передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье. Сегодня мы расскажем и о лендлизовских, и о советских автомобилях военного времени, перечислив наиболее распространенные машины

К середине 1945 года в составе Красной армии находилось 664 тысячи 500 автомобилей различных типов. Причем 10% составляли трофейные немецкие машины, а 33% занимала техника полученная по ленд-лизу – государственной программе, по которой США (в основном на безвозмездной основе, а частично – с отсроченным возвратом) передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье. Сегодня мы расскажем и о лендлизовских, и о советских автомобилях военного времени, перечислив наиболее распространенные машины.

ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ

Годы выпуска – 1932-1946 гг
Двигатель – 3,3 л, 40 л.с.
Привод – 4х2
Грузоподъемность – 1500 кг
Военное прозвище – «полуторка»

«Полуторка» – неотъемлемый символ военного времени, который знаменит не меньше «тридцатьчетверок» и «катюш». Машина получилась настолько неприхотливой, что ее смог выпускать подвергшийся бомбежке Горьковский автозавод, и настолько легкой, что ее, груженую, выдерживал даже неокрепший лед Ладоги. Потому грузовичок оказался незаменимым: возил пехотинцев и раненых, таскал пушки и прицепы… Скромный 40-сильный моторчик (отличавшийся, кстати, нескромным расходом горючего – больше двадцати литров на сотню километров) разгонял «полуторку» до 70 км/ч. Кстати, основой автомобиля послужил американский Ford AA, скопированный довольно скрупулезно.

ЗиС-5

Годы выпуска – 1933-1958 гг.
Двигатель – 5,6 л, 73 или 76 или 85 л.с.
Привод – 4х2
Грузоподъемность – 3000 кг
Военные прозвища: «захар», «захарыч», «зисок», «трехтонка»

Когда создавалась зисовская трехтонка, основной задачей конструкторов являлось обеспечение максимальных надежности и простоты, дешевизны и прочности… Потому конструкция оказалась довольно примитивной: лонжеронная рама, полуэллиптические рессоры, жесткие мосты, механические тормоза… Двигатель – рядная 5,6-литровая 73-сильная шестерка. Бесхитростная кабина отличалась деревянным каркасом и жестяной обивкой (прибавьте отсутствие амортизаторов, отопления и вентиляции!)… Зато водители отмечали хорошие грузоподъемность и ремонтопригодность, поэтому «зисок» считался основным перевозчиком военных грузов: от снарядов до продуктов.

Studebaker US6

Годы выпуска – 1941-1945 гг.
Двигатель – 5,2 л, 94 л.с.
Привод – 6х4 или 6х6
Грузоподъемность – 2500 кг
Военное прозвище – «студер», «союзник»

Отсутствие качественной и проходимой техники являлось основной проблемой советских военных водителей. Поэтому появившиеся «Студебекеры» оказались настоящей сенсацией! Правда, выяснилось, что машине присущи и недостатки: большой расход топлива и чрезмерный износ резины. Однако, недостатки компенсировались превосходными проходимостью и тяговитостью – «американцы» уверенно вытаскивали застрявших «советов». Кстати, «Студебекеры» служили передвижной платформой для реактивной системы залпового огня БМ-13Н, потому в составе гвардейских минометных частей когда-то принимали участие в парадах на Красной площади.

ГАЗ-М1

Годы выпуска – 1935-1943 гг.
Двигатель – 3,3 л, 50 л.с.
Привод – 4х4
Грузоподъемность – н.д.
Военные прозвища: «эмка», «эмочка»

Легендарная «эмочка» перевозила штабных полковников, и генералов… Причем основой советской легковушки послужил американский Ford-40, доработанный отечественными инженерами. Доработки оказались довольно своеобразными – конструкторы, которыми руководил знаменитый Андрей Липгарт, заменили высокотехнологичные американские агрегаты подходящими отечественными: 8-цилиндровый двигатель – четырехцилиндровым, поперечные рессоры – продольными, спицованные колеса – штампованными… Зато ходовые качества остались американскими – машина радовала пассажиров плавностью и комфортом: имелись даже прикуриватель и пепельница!

Wyllis MB

Годы выпуска – 1942-1945 гг.
Двигатель – 2,2 л, 32 л.с.
Привод – 4х4
Грузоподъемность – 250 кг
Военные прозвища: «виллис», «джип»

Полноприводный внедорожник под аббревиатурой «БРК» разрабатывали специалисты заокеанской компании «Бантам», и только потом простую и проходимую машину начали выпускать «Виллис» (под названием «ЭмБэ») и «Форд» (под названием «ДжиПиВи»). Причем советские механики получали автомобили разобранными и самостоятельно собирали! Достоинства «Виллиса» – не только отличная проходимость и хорошая динамика, но и относительные простота и надежность. А единственной, но серьезной проблемой оказалась узкая колея – фронтовые водители нередко опрокидывали заокеанский полноприводник, прорываясь от вражеских снарядов и пуль.

ГАЗ-67Б

Годы выпуска – 1944-1953 гг.
Двигатель – 3,3 л, 54 л.с.
Привод – 4х4
Грузоподъемность – 400 кг
Военные прозвища: «иван-виллис», «ванюша»

«Шестьдесят седьмой» коллектив конструкторов разрабатывал всего 51 день! И это, надо заметить, не копия «Бантама» или «Виллиса», а собственная разработка горьковчан: двигатель – от ГАЗ-АА, остальное – от полноприводной «эмочки» ГАЗ-61. Получился уникальный полноприводный внедорожник, перевозивший связистов, разведчиков и командиров. Кстати, «иван-виллисы», как называли автомобиль фронтовые водители, отличались отличной проходимость, за которую следует благодарить продуманную геометрию и широкую колею. А четырехцилиндровый 54-сильный двигатель разгонял автомобиль до внушительных для такой машины 90 км/ч.

Dodge 3/4

Годы выпуска – 1942-1945 гг.
Двигатель – 3,8 л, 92 л.с.
Привод – 4х4
Грузоподъемность – 750 кг
Военные прозвища: «доджика», «три четверти», «трехчетвертной»

Знаменитый «трехчетвертной» (3/4 тонны – грузоподъемность машины), именуемый американцами «weapon carrier» – транспортер оружия, занимал промежуточную позицию между грузовиками и внедорожниками. Такие автомобили перевозили, как правило, нетяжелые ответственные грузы и легкие артиллерийские пушки. Особая профессия «доджика» – санитарный фургон, но чаще встречались разведывательно-дозорные, патрульные и командно-штабные машины. Советским аналогом внедорожника является послевоенный ГАЗ-62, который, как и многие интересные разработки отечественных инженеров, не увидел конвейерного производства.

Алексей Кованов

 

Темы: Газеты и журналы в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Ростислав Ищенко: Если Запад продолжит войну на истощение, России придется проводить мобилизацию
Антон Силуанов © KM.RU, Алексей Белкин
Силуанов: повышение налога на роскошь не дало бы больших денег бюджету
Белоруссия готова заключить с США «большую сделку»
© KM.RU, Илья Шабардин
Правительство не исключает возможность импорта бензина
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Тест для российской государственности: политические лидеры Кавказа сплотились и на полном серьёзе рассчитывают подавить общественность России»
«Почему более-менее стабильный СССР рухнул в 1991 году, а совершенно нестабильная Америка не рухнула в период Великой депрессии?»
Борода Бабая «Улетай (Песня невольниц)»
Хлебница-помощник по дому, который действительно окупается
Фестиваль K-pop Open Air собрал ярких звезд азиатской поп-культуры
«Предавай и властвуй!»
Группа Тюленева «Поверь мне» и другие интернет-синглы
Митинги, прокатившиеся по стране, показали, что ужесточение законов и строгое наказание «за пластиковые стаканчики» дали обратный результат
«Долгое время в ненависти внешних и внутренних врагов к государствоообразующему русскому народу видели проблему исключительно патриоты»
Сердюкова сравнили с Распутиным на поэтическом вечере
«В Африке куча болезней»: Роспотребнадзор поспешил с объявлением «безопасных» авианаправлений
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.