Дешевые иномарки для России. Взлет перед падением

Но это никак не связано с произошедшим в минском метро терактом. Все банальнее. Границу перекрыли сами автолюбители. Точнее, автоперегонщики и покупатели новых и не своем новых автомобилей. Автомобилисты Казахстана и России решили воспользоваться временной лазейкой, которую предоставил им образовавшийся Таможенный Союз трех государств – двух славянских и одного среднеазиатского.
Кажется, российские власти сделали все для того, чтобы защитить «отечественного автопроизводителя». Даже если это автопроизводитель представляет собой западную автомобильную компанию. Поддерживая свои договоренности с мировыми автомобильными гигантами, переговорщики по созданию таможенного союза старались сделать все возможное, чтобы приблизить автомобильные пошлины союза к национальным российским таможенным ставкам. И, надо сказать, россияне своего добились. За что им, очевидно, будут долго «благодарны» автолюбители из Беларуси и Казахстана. В этих странах нет своего мощного легкового автопрома, а значит, и нет влиятельного лобби, требующего удержания высоких таможенных пошлин. Зато в Белорусской Республике есть свой мощный автоторговый бизнес. Появившийся вначале 90-х, он, как и автобизнес российского Приморья, стал мощный региональным экономическим фактором. Разветвленная сеть автосалонов, частных авторговцев, автосервисов, магазинов автозапчастей и автокомпонентов, корпоративных и частных перегонщиков - в настоящий момент бизнес, связанный с продажей подержанных автомобилей, представляет собой настоящую индустрию, которая охватывает не только Беларусь, но и соседние Польшу и Прибалтику.
Понятно, что согласие белорусского правительства сроссийской инициативой поднятия таможенных пошлин была принята «в штыки» значительной частью общественности Беларуси. Впрочем, у руководства братской республики были свои резоны. Батька Лукашенко, пусть и с оговорками, променял интересы автомобильного бизнеса на доступ к дешевым российским энергоносителям. Уже очевидно, что многим белорусским представителям автобизнеса придется уйти с рынка или перепрофилировать свою деятельность. Но напоследок у белорусских коммерсантов и российских автолюбителей есть шанс «сорвать банк». Хотя бы частично отбить свои будущие финансовые потери.
На время переходного периода, до 1 июля, когда таможенные пошлины на иномарки в России, Белоруссии и Казахстане будут выровнены, на территорию России и Казахстана можно вести автомобиль, растаможенный по старым белорусским пошлинам, без дополнительной таможенной очистки автомобиля внутри страны. Главное условие, для свободного ввоза машины в Россию - это соответствие транспортного средства экологическим нормам «Евро-4» и прохождения белорусской таможни до 1 января 2010 года. Понятно, что те автомобили, которые ввозятся в Беларусь сейчас, не подпадают под эти требования. Скорее всего, они осядут в самой республике, а вот машины уже побывавшие в пользовании наших братьев-славян массово отправляются на территорию России и Казахстана. Логика белорусов понятна, они пытаются до 1 июля обновить свой автопарк по старым ценам, благо покупателей на подержанное авто долго искать не приходится.
Кажется ажиотаж на белорусском рынке подержанных иномарок достиг своего апогея. На крупнейшем в Беларуси и единственном в Минске автобазаре «Малиновка» суета и столпотворение как на предновогодней распродаже. Поддавшиеся общей эйфории, обезумевшие покупатели, сметают все, что соответствует немудреным требованиям беспошлинного ввоза в Российскую Федерацию. Даже откровенный, хлам, на который в другое время никто бы и не взглянул.
Наблюдающие подобную картину автомобильные эксперты настроены скептически. Действительно стоящих автомобилей на рынке уже практически не осталось. Все что продается сейчас, это многократно ремонтированные, «убитые» экземпляры с сомнительной историей. Многократно увечились и случаи разнообразных автомобильных мошенничеств. Если же и попадаются действительно стоящие автомобили, то они продаются в течение двух часов.
Здание МРЭО «счастливые автовладельцы» берут с боем. Если буквально пару месяцев назад процесс переоформления автомобиля занимал около получаса, то сейчас на этом можно потратить весь день. Только для того, чтобы попасть в здание, надо отстоять несколько часов в очереди. При этом, если вы россиянин или казастанец вам крупно повезло. Переоформлением вашей машины займутся в порядке очереди и документы вы, скорее всего, получите. Если же «местный», гражданин РБ, то вам могут предложить зайти позже. Логика автоинспекторов проста, раз вы не перегоняете машину в другую страну, то вам некуда торопиться. Ждите, когда ослабеет людской поток. И таких «ожидающих» с каждым днем становиться все больше и больше. Избавившись от своей потрепанной «железной лошадки» белорусы, ринулись к западным соседям за новой машиной. Если в конце прошлого года через обращенные к Европе таможенные посты Беларуси проходила сотня-полторы автомобилей, то сейчас таких машин около тысячи. Ежедневно. Не удивительно, что работы пропускных терминалов оказалась практически парализована. Более того, массовое обновление белорусского автопарка уже привело к тому, что цена на подержанные автомобили в Польше, Прибалтике и даже в Германии увеличились в среднем на 20%.
Время неумолимо мчится вперед, до часа «Х», когда пошлины в Беларуси вырастут в 12 раз, осталось всего полтора месяца, и никто не хочет упустить свою выгоду. Жаль только, что после любого буйного торжества наступает период тяжелого похмелья и разочарования. Чем будут заниматься представители белорусского автобизнеса уже этим летом? Смогут ли они, как и раньше, кормить свои семьи? Опыт российского Дальнего Востока показывает, что перестроиться, суметь заново начать свой бизнес удается не многим. Большинству приходиться мириться со своим заметно ухудшившимся материальным положением. Смогут ли подстроиться к новым реалиям в условиях весьма своеобразной белорусской экономики граждане соседней страны покажет время.
Сергей Жигаловский
Комментарии читателей Оставить комментарий