Русская национальная автоутилизация

Программу утилизации автомобилей российские чиновники подсмотрели у заграничных соседей: едва разразился кризис и автомобильный рынок начал стремительно съеживаться, европейцы обменов автохлама на новые машины решили выправить стремительно ухудшающуюся ситуацию. Эксперимент запустили Германия, Португалия, Италия, Румыния, Франция, Великобритания... Результаты удивили даже самих инициаторов: за год действия программ продажи новых машин выросли, не смотря на кризис! Неудивительно, что российский минпромторг, подивившись успехам немцев и французов, надумал повторить эксперимент на российской территории и... с российскими особенностями.
Конечно, разные государства определили разные критерии: минимальный возраст сдаваемого автомобиля колебался от 9 до 15 лет, на новую машину субсидия варьировалась от 1500 до 5000 евро... Но общая задумка оказалась одинаковой — граждане должны покупать новенькие современные автомобили! Критерием современности выступила экологичность: в Германии приобретаемый автомобиль обязан отвечать стандартам «Евро-4», а во Франции — выбрасывать не более 160 грамм углекислого газа на каждый пройденный километр. Таким образом, поддержку получили не конкретные национальные производители, а отрасль целиком — грамотный подход!
Российским чиновникам, напротив, было необходимо поддержать российский автопром, поэтому минпромторг отказался от критерия экологичности (иначе большая часть продукции «АвтоВАЗа» оказалась бы за бортом программы) и участниками эксперимента определил исключительно те автозаводы, которые находятся на территории России. Может и хотели бы наши соотечественники приобрести узбекскую «Нексию» или украинский «Шанс», но пришлось покупать «Калины» и «Приоры»... Впрочем, главную задачу — стабилизировать ситуацию в автомобильной отрасли — программа выполнила: рабочие места сохранились, предприятия работают.
Кстати, помимо стабильно работающих автозаводов, государство получило и другие бонусы: как подсчитал минпромторг, доходы бюджета, благодаря программе утилизации автохлама, превысят расходы в полтора раза за счет налогов с продажи, а также различных отчислений в государственные фонды. Выходит, эксперимент удался? Для чиновников — да. Но для большинства россиян ничего не изменилось! Сдавая старенькую «шестерку» или «копейку», отечественные автомобилисты выбирали «пятерки» и «семерки» (семейство Lada 2105/2107) — фактически, немного модернизированные «копейки». Получается, старый автомобиль меняли на морально устаревший и худшего качества... И где выгода?
Выгоду получили только 10% россиян, которые приобрели действительно современные машины — Ford, Renault или Chevrolet. Но этим маркам даже во время кризиса не требовалась государственная подержка — их продукция пользовалась и продолжает пользоваться стабильным спросом. Не зря, видимо, некоторые аналитики высказывали мнение, что утилизация только навредит отечественному автопрому: вазовцы продолжат штамповать технику 40-летней давности вместо того, чтобы развивать новые технологии и улучшать качество продукции.
Может, пора прекратить поддерживать тольяттинский автогигант, для которого и затевался эксперимент, и отправить предприятие дрейфовать по волнам свободного рынка? Но государство считает иначе: в следующем году на очередной этап программы выделят 5 миллиардов рублей, а, значит, еще больше россиян смогут купить устаревшие «пятерки» и «семерки». А следом стартует очередной проект, призванный поддержать отечественного производителя, — эксперимент по утилизации коммерческого транспорта (грузовиков и автобусов), где каждому участнику обещана премия от 50 тысяч до 250 тысяч рублей...
Впрочем, утилизация грузовиков может принести реальную пользу. Понятно, что субсидией предпочтут воспользоваться, главным образом, владельцы малотоннажной техники (такой, как нижегородская «Газель»). И тут возникает вопрос: отечественные предприниматели выберут проверенную временем «Газель» или проголосуют рублем за итальянский Fiat Ducato татарстанской сборки? Значит, и газовцам, и фиатовцам придется побороться за симпатии клиентов — улучшать качество и работать над конструкцией. И работы начались: горьковчане не только обновили «Газель», но и установили дизельный двигатель, а елабужцы помимо фургонов и автобусов разрабатывают бортовые машины. Вот такая утилизация, которая подстегивает конкуренцию и гарантирует модернизацию, нам нужна!
Иван Щербаков
Комментарии читателей Оставить комментарий