Обратный выкуп акций ВТБ: за чей счет и по какой цене?

Треск Еврозоны - дефолт Греции, падение евро, разговоры о возвращении немецкой марки - делает напряженной обстановку и в России, раскаленной ситуацией вокруг выборов прошедших и грядущих. Финансовые потрясения для нашей страны всегда оказываются неожиданными. Слабое звено многих российских банков, особенно государственных, – задолженность по проблемным кредитам, которая, независимо от Европы, может привести наше государство к очередному дефолту.
Во время кризиса, как известно, финансовые структуры претерпевают изменения. В 2007-2008 годах западные банки тратили масштабные государственные вливания в финансовый сектор на скупку подешевевших активов и спекуляции на фондовом рынке.
Российский фондовый рынок слабо развит по сравнению с аналогами в Европе и Америке. Интересных «неаффилированных» с кем надо промышленных активов внутри страны уже практически не осталось, модернизация и инновации пока реализуются только на бумаге, поэтому российские банки выбрали другую финансовую политику - развитие кредитования, в том числе «политически правильных», заемщиков среди фигур крупного бизнеса, а также выдача высокорисковых потребительских кредитов и кредитных карт. А рост такого рискового с точки зрения гарантий возвратности кредитования, по мнению экспертов, быстро снижает достаточность капитала банков, что несет в себе угрозу их финансовой стабильности и грозит перерасти в масштабный банковский кризис.
В качестве примера такого подхода к банковскому бизнесу, со всеми вытекающими последствиями, можно привести деятельность группы ВТБ - банковской структуры №2 в Российской Федерации.
Политизированные, по мнению экспертов, «небизнесовые» критерии выбора и оценки крупных заемщиков, невнятные приобретения и поглощения активов на банковском и небанковском рынке, отсутствие понятной стратегии развития – все это и многое другое создает угрозу финансовой устойчивости как конкретной банковской группы, так и всей банковской системы страны в целом.
Ввиду того, что до сих пор 75% этой банковской группы принадлежит государству, неудачи данной структуры наносят мощный репутационный ущерб нашей стране в глазах международного профессионального и делового сообщества.
Одним из примеров такой фатальной неудачи с серьезными репутационными последствиями может служить «народное» IPO банка в 2007 году. Более 100 000 российских граждан поверили в светлые перспективы развития банковской системы России и приобрели акции ВТБ – одного из флагманов, как тогда многим казалось, этой самой банковской системы. Стоимость 1 акции на момент размещения в 2007 году составила 13,6 копейки. Это важная цифра, потому что впоследствии никогда акции банка больше столько не стоили. Только меньше. В разные годы потери «народных» акционеров от такого «удачного» вложения денег составляли, по данным экспертов, от 20% до 80% от вложенной суммы.
И кроме обещаний «поднять и вывести на новый уровень цены», озвучиваемых на ежегодных встречах с акционерами руководством банка, ничего принципиально нового ровным счетом не происходило и не происходит. Стоимость акций упорно не хочет расти.
Однако на прошлой неделе произошло интересное событие. Премьер-министр России Владимир Путин поручил (!) руководству банка ВТБ рассмотреть возможность обратного выкупа акций банка у миноритарных акционеров.
Что означает такое распоряжение и какие выводы из этого можно сделать?
Стоит ли рассматривать это как косвенное признание банка нерыночным?
Возможно, это и так ведь сложно себе представить, чтобы, например, Барак Обама давал подобные указания Citi или Bank of America.
Стоит ли это воспринимать как очередной предвыборный шаг в президентской кампании главы правительства? Возможно. Но за чей счет в конечном итоге произойдет этот обратный выкуп? Прозвучала формулировка «без использования» средств бюджета, но это сложно представить в случае с государственным банком, который испытывает, судя по отдельным официальным показателям устойчивости и ликвидности, проблемы, например, с достаточностью капитала. Соотношение уставного капитала с величиной проблемных кредитов у банка ВТБ в 2011 году находилось на уровне 13-14%, а у банка ВТБ 24 в отдельные периоды того же года опускалось ниже минимально допустимого уровня в 10%, что чревато исключением такого банка из системы страхования вкладов со всеми вытекающими последствиями.
Такие характеристики деятельности указывают на то, что показатели прибыли у банков группы ВТБ носят, по всей видимости, скорее, условный, «бумажный» характер. Путин заявил, что ВТБ компенсирует миноритариям затраты на покупку акций, приобретенных ими в ходе народного IPO, из собственной прибыли, а не за счет бюджета. Но реальной прибыли, которую можно «потрогать руками» и куда-либо распределить, нет уже достаточно давно. Соответственно получается, что заплатить «без использования бюджета» своим акционерам у ВТБ сейчас реально никак не получится.
Государственным финансистам, видимо, предстоит придумать очередную хитроумную комбинацию превращения бюджетных денег в не совсем бюджетные деньги. Или в совсем не бюджетные. И рассказать об этом очередном «успехе» как о свершившемся факте.
Стоит ли рядовым акционерам банка воспринимать распоряжение премьера как знак заботы государства об их интересах?
Определенно, да, но опять-таки: за какую цену банк будет готов выкупить назад свои акции? По цене размещения в 2007 году (13,6 копейки), по цене размещения дополнительной эмиссии банка в 2009 году (4,82 копейки) или по текущей рыночной цене с премией к рынку за обратный выкуп? К сожалению, в данном случае частные держатели акций в любом случае понесут потери, потому что величину инфляции с 2007 года по настоящее время, естественно, в таких сделках никто не учитывает. И остается открытым вопрос источника финансирования подобного выкупа. Да и сам выкуп по иной модели, нежели последний из перечисленных вариантов, вызовет лишь ироническую усмешку западных финансистов.
Очень не хочется повторения истории с Банком Москвы, когда вместо логичной санации этого банка, были выделены колоссальные бюджетные ресурсы на латание дыр в балансе «бумажного» гиганта, что, несомненно, оказало крайне негативное влияние на абсолютно все показатели работы группы ВТБ.
Поживем увидим, но пока ситуация более чем грустная. На этом фоне новости из-за рубежа тоже не добавляют позитива.
Американский экономист, профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини на Международном экономическом форуме в Давосе заявил, что Россия недостойна места в пятерке ведущих развивающихся стран BRICS – группе из пяти быстроразвивающихся стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) – и предложил заменить ее на Индонезию. А его коллега, президент Eurasia Group Иан Бреммер без стеснения отметил, что «Россия отстает от конкурентов, несмотря на все свои сырьевые богатства. По сравнению с другими странами BRICS Россия не сделала ни единого шага в правильном направлении. Она проигрывает».
Локальный банковский кризис в России обещает вылиться наружу. И это очень серьезная проблема, ведь внешние рынки заемного капитала закрылись для российских банков еще в прошлом году. Российскому финансовому сектору, и в первую очередь государственным банкам, чтобы избежать потрясений, пора предпринять срочные меры по самореорганизации и расстановке приоритетов. Известно, что стабильность сохранится до ближайших выборов. А дальше… Россия – очень непредсказуемая, но в то же время – и такая предсказуемая страна.
Комментарии читателей Оставить комментарий