Стоматологи оказались самыми радостными представителями сферы услуг в России

Этот индекс оказался самым высоким среди других отраслей экономики. Ученые Высшей школы экономики замечают, что во многих секторах услуг (туризме, санаторно-курортном обслуживании, гостиничном бизнесе и пр.) именно на лето приходится пик деловой активности, что во многом объясняет оптимизм предпринимателей.
Нынешний опрос Росстата называется конъюнктурным. В нем приняли участие 5,7 тыс компаний отрасли, большинство которых оказывают услуги Business-to-Consumer. По оценке директора Центра конъюнктурных исследований «Вышки» Георгия Остапковича, исследование продемонстрировало «достаточно динамичное развитие данного сектора нашей экономики». Почти три четверти участников опроса считали уровень спроса на оказываемые услуги во 2-м квартале «нормальным». При этом доля респондентов, указавших на уровень «ниже нормального», составила 23%.
Тем не менее, не наблюдалось заметного повышения востребованности услуг по сравнению с предыдущим кварталом. Незначительный положительный баланс оценок изменения показателя спроса (+2%) сложился в основном за счет предпринимателей, оказывающих финансовые услуги и занимающихся стоматологической практикой.
В краткосрочной перспективе бизнесмены ожидают дальнейшее развитие тенденции увеличения спроса на услуги. Баланс мнений респондентов относительно предполагаемого изменения этого показателя в 3-м квартале текущего года составил 19%.
Позитивные оценки показателя спроса преобладали над негативными практически во всех охваченных обследованием видах услуг. Причем наиболее оптимистичные прогнозы были получены от предпринимателей, занятых оказанием «сезонных» услуг – туристических, гостиничных и санаторно-курортных, а также от страховщиков. Почти половина (40–45%) респондентов в этих видах деятельности надеялись на улучшение рыночной конъюнктуры в ближайшем будущем.
Число заключенных договоров во 2-м квартале было ниже, чем позволяли возможности сервисных организаций. Баланс оценок уровня данного показателя характеризовался отрицательным значением (-20%), а баланс оценок его изменения был недалек от нулевой отметки (+1%). Примерно такими же величинами характеризовался и стоимостной объем оказанных услуг. Балансы соответствующих оценок составили -22% и +2%.
Отечественные предприниматели, однако, с оптимизмом смотрят в ближайшее будущее. В 3-м квартале нынешнего года, полагают они, возможно увеличение объема предоставляемых услуг, как в результате расширения клиентской базы сервисных организаций, так и за счет инфляционной составляющей. Роста числа заключенных договоров ожидают 27% участников опроса, а увеличения стоимостного объема услуг – 32% (снижения – соответственно 10% и 11%).
Финансовые показатели деятельности компаний отрасли нельзя назвать позитивными. Низкий уровень достаточности собственных финансовых средств, служил серьезным барьером на пути их развития. На его негативное воздействие указали почти 40% всех участников опроса. Ощутимый рост затрат в анализируемом квартале по сравнению с предыдущим периодом сопровождался снижением полученной сервисными фирмами прибыли. Балансы оценок изменения соответствующих показателей в сфере услуг в целом составили соответственно +11% и -2%.
Основанием для сдержанного оптимизма может служить наметившаяся перспектива увеличения прибыли в 3-м квартале текущего года. Число респондентов, заявивших о вероятном росте этого показателя, в два раза превысило количество тех, кто придерживался противоположного мнения (соответственно 25% и 11%).
Невзирая на определенные маркетинговые и финансовые трудности, большинство бизнесменов в целом позитивно воспринимали создавшуюся ситуацию. Подавляющая часть (9 из 10 участвовавших в опросе руководителей) была удовлетворена экономическим положением своих компаний во 2-м квартале 2012 г. Более того, 24% топ-менеджеров считают его «благоприятным», а 65% характеризуют как «удовлетворительное».
Прогнозы экономического положения предприятий отрасли на 3-й квартал также выглядят достаточно оптимистичными. Балансы оценок фактического и ожидаемого изменения экономического положения в целом по выборке составили +9% и +23% соответственно. Кроме того, результаты обследования отразили слабую инвестиционную активность организаций сферы услуг.
В большинстве компаний (61%) капиталовложения во 2-м квартале отсутствовали, 11% считают их уровень «ниже нормального» и только 28% были удовлетворены сложившимся объемом инвестиций. Лишь 6% предпринимателей отметили рост данного показателя в исследуемом квартале по сравнению с предыдущим и 8% планировали увеличение объема финансовых вложений на инвестиционные цели в ближайшей перспективе.
Надо отметить, что среди факторов, негативно влияющих на состояние делового климата в сфере услуг, явно доминировал комплекс финансовых проблем. Рейтинг «головных болей» предпринимателей возглавил уже ставший традиционным лидером с момента повышения ставки ЕСН фактор «существующий уровень налогообложения». А в затылок ему дышит «недостаток финансовых средств» (на каждый из данных барьеров жаловались почти по 40% всех участников опроса).
Третьей ощутимой преградой на пути развития бизнеса, по мнению 33% респондентов, был недостаточный спрос на оказываемые услуги.
Коррупция органов власти, согласно результатам опроса, редко существенно осложняла работу компаний сферы услуг. Эту проблему упомянули 4% предпринимателей, занимающихся сервисом. По всей вероятности, замечают ученые ВШЭ, коррупционный налог на бизнес воспринимается предпринимателями как неизбежность, и он полностью включен в дополнительную стоимость оказываемых услуг.
В целом же результирующий индикатор делового климата – индекс предпринимательской уверенности – поднялся во 2-м квартале в сфере услуг выше, чем в других отраслях экономики (+10%). Причиной этого успеха, замечают эксперты Центра конъюнктурных исследований «Вышки», во многом стали оптимистичные взгляды бизнесменов на перспективы развития сферы услуг в 3-м квартале.
Комментарии читателей Оставить комментарий