Таможенный союз стал для России важнее ВТО

Премьер-министр Владимир Путин, выступая в прямом эфире перед гражданами России, подтвердил, что вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) «остается нашей стратегической целью». Однако, заметил Путин, «у нас складывается впечатление, что по неизвестным нам мотивам некоторые страны, в т. ч. и США, препятствуют нашему вступлению в ВТО».
Владимир Владимирович, конечно, лукавил, когда говорил про «неизвестные мотивы». США и их союзники годами обставляли вступление России в ВТО вымогательством от нее самых различных уступок. И это притом, что само по себе членство в ВТО особых плюсов России не дает (в отличие от Запада, перед которым раскрывает огромный российский рынок), а вот сложности гарантирует точно.
КМ.RU уже рассказывал о проблемах, возникших в этой связи у Китая. Эта страна, чтобы добиться вступления в ВТО, пошла на очень многие уступки, чтобы ее товары на внешних рынках (в первую очередь американском) не подпадали под протекционистские барьеры. Однако американцы и до всемирного кризиса, когда им было надо защитить своих производителей, прибегали к заградительным тарифам. А уже теперь они используют этот механизм по отношению к Китаю в полной мере. И при этом еще продолжают требовать от Китая либерализации его внутренней валюты, от нынешнего курса которой он имеет преимущества по себестоимости товаров. В итоге экономические проблемы между КНР и США накалились до предела, их не смог даже сгладить недавний четырехдневный визит президента США Барака Обамы в Китай.
Есть и пример Украины: она так спешила влезть в ВТО раньше России, чтобы потом диктовать ей свои условия, что приняла все условия – фактически оставив без государственной защиты и собственный банковский сектор, и промышленность, и сельское хозяйство.
Россия же ведет переговоры о своих условиях вступления в ВТО уже целых 16 лет. И, благодаря торгу, России, по оценке западной прессы, удалось выговорить себе некоторые льготные условия. Но мировой кризис продемонстрировал, что они мало что значат, когда каждое государство пытается защитить свою экономику. Не случайно прошлым летом Владимир Путин в свойственной ему ироничной манере заявил Западу: «Спасибо, что не дали нам вступить в ВТО».
С другой стороны, приоритетом для России Владимир Путин видит интеграцию экономик стран постсоветского пространства. И в первую очередь – создание Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией.
После его создания, уточняет Путин, «наступает новое качество, и мы должны будем вступать в ВТО уже этим Таможенным союзом, либо уже в индивидуальном качестве, проводя глубокие, очень предметные консультации и согласовывая все позиции с нашими партнерами по Таможенному союзу».
Напомним, что 9 июня 2009 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС Россия, Белоруссия и Казахстан приняли решение вести переговоры о присоединении к ВТО в качестве Единого таможенного союза и прекратить индивидуальные переговоры о вступлении в торговую организацию. Тогда же большинство экспертов выразили уверенность, что шансов на присоединение к ВТО в таком составе нет ни у одной из трех стран.
Через месяц президент Дмитрий Медведев заявил, что, поскольку представители ВТО заявили об отсутствии подобного опыта в ее истории, то он считает более простым и реалистичным самостоятельное вступление России в ВТО. Эксперты уже в восторге анализировали наметившийся, по их мнению, «раскол властного тандема», как вскоре выяснилось, что никакого раскола, собственно, нет, а разногласия, если и имеются, то носят скорее стилистический, а не концептуальный характер. Вступать в ВТО страны будут все равно совместно, согласовывая друг с другом как позиции по вступлению в ВТО, так и по объединению в Таможенный союз.
В конце сентября министр иностранных дел Сергей Лавров на заседании Американо-Российского делового совета в Нью-Йорке заявил: «Мы все так же стремимся вступить в ВТО – на честных, открытых, паритетных условиях, как и наши партнеры по Таможенному союзу». Лавров в очередной раз подтвердил, что хотя Россия и больше всех продвинулась на переговорах по вступлению в ВТО, она намерена вступать в эту организацию одновременно с Белоруссией и Казахстаном. «Решение было непростое, но необходимое: за спиной трех стран – больше 10 лет переговоров и между собой, и секретариатом ВТО», – резюмировал Лавров.
21 октября первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов подтвердил, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. «У нас действует единая переговорная группа, которая состоит из представителей трех государств, и ее возглавляет Максим Медведков (глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития), и она ведет переговоры от имени Таможенного союза и от имени трех государств», – пояснил он.
Медведков, который непосредственно уже не один год ведет переговоры с ВТО по тысячам различных пунктов, конечно, не в восторге, что у него прибавилось работы. Он считает, что три страны, объединившись в Таможенный союз, не смогут присоединиться к ВТО в течение как минимум ближайших 12 месяцев. Но в целом, по оценке Медведкова, это дело не безнадежное. «Эти процессы можно завершить в разумные, короткие периоды. Не до конца года, разумеется, и не за год. Но это будут не многие годы, а скорее многие месяцы», – считает он.
На сегодняшний день все три страны в принципе завершили работу по согласованию и унификации Единого таможенного тарифа. Он должен вступить в силу с 1 января 2010 года, тогда же должен начать работу и сам Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. С 1 июля следующего года вступает в действие Таможенный кодекс, который обретает юридическую силу на всей территории стран союза. К лету 2011 года планируется завершить процедуры по формированию единой таможенной территории.
Тем не менее, некоторые наблюдатели считают, что создание Единого таможенного тарифа может выйти боком для ряда российских производителей. Белорусские и казахстанские товары могут оказаться дешевле и качественнее многих своих российских аналогов. Опять же встает вопрос о едином платежном средстве на территории союза. Вариант российского рубля, конечно, напрашивается сам собой – но можно быть уверенным, что белорусские и казахстанские партнеры потребуют очень внушительные стабилизационные кредиты. А российский бюджет на следующий год и так верстается с большим дефицитом.
Но больше всего наши либералы переживают, что создание Таможенного союза усложняет возвращение к переговорам о самостоятельном присоединении России к ВТО. КМ.RU уже приводил причитания вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) г-на Юргенса по этому поводу. Дескать, Россия на 90% согласовала условия своего вступления, Казахстан – на 60% с лишним, а Белоруссия – и вовсе только наполовину. И вообще, интеграция на постсоветском пространстве не нравится США, а «99% в этом деле (вопросе присоединения РФ к ВТО) зависит от американской администрации», и «если американцы не хотят, всегда найдется препятствие, чтобы предотвратить вступление России в ВТО».
Тем не менее, как можно судить из выступления Путина, для него порядок приоритетов определен окончательно. И вопрос интеграции с Белоруссией и Казахстаном стоит на первом месте. Ну, а если эта интеграция препятствует вступлению в ВТО – что ж, тем хуже для ВТО. Большой вопрос, кто кому нужнее.
О том, что даст создание Таможенного союза входящим в него странам, на страницах своего сайта рассказывал заместитель Генерального секретаря ЕврАзЕС, ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза академик РАН Сергей Глазьев:
– Формирование полноценного Таможенного союза давно назрело. Его появление означает ликвидацию таможенных границ на пути движения товаров и услуг внутри таможенной территории, стимулируя экономическую активность и повышая товарооборот. Первый шаг по такому пути – устранение торговых барьеров, что, собственно, и достигается работой дееспособного и эффективного Таможенного союза.
Свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы, снятие ограничений во взаимной торговле и отмена таможенных пошлин является стимулом для экономик всех стран союза. Мировая экономическая конъюнктура остается стабильно непростой. Кризисное явление в ней будет сказываться еще долго. Таким образом, региональный Таможенный союз – это еще и гарантированный рынок сбыта товаров и услуг для каждого государства-участника, позволяющий компенсировать глобальное снижение спроса на мировых рынках.
Выгоды здесь очевидны для всех стран-участников, включая, естественно, Россию, чьи экспортно-ориентированные предприятия понесли большие убытки в результате кризиса. За Таможенным союзом идут программы формирования единого транспортного, энергетического, информационного пространства – иными словами, общего рынка.
Экономический смысл интеграции состоит в объединении национальных экономик в один воспроизводственный комплекс. Это предполагает и согласование конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики. По оценкам РАН, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 году составит примерно $400 млрд. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь – 16,1, Казахстан – 14,7%.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ну вот и хорошо, ну вот и ладушки.
Ну вот если имеется таможеный союз, может и этим ПОЗОРНЫМ КПП на границах подошло время, убрать их и закрепить общие ВНЕШНИЕ границы....а. А ВТО не лошадь- подождёт.