России остро не хватает переработки

В экспертной среде бытует устоявшаяся точка зрения о том, что
сырьевая модель российской экономики (вкупе с искусственной
демонетизацией) является одной из фундаментальных причин ее
особой уязвимости перед лицом набирающего обороты мирового
экономического кризиса. Причем по мере развития последнего этот
тезис получает все новые подтверждения. В частности, экономисты
отмечают одну существенную тенденцию: чем больше развита
обрабатывающая промышленность, тем в меньшей степени сказываются
на экономике страны негативные кризисные явления. Вот почему
диверсификация экономической модели в условиях рецессии
становится не просто желательной, а скорее необходимой
предпосылкой для преодоления экономического спада. Для России это
тем более актуально, что нынешнее развитие событий очень сильно
напоминает экономический сценарий 1985–1991 годов, когда
руководящие круги США, пользуясь своим влиянием на политику
«нефтяных монархий» Персидского залива, обрушили мировые цены на
нефть. Что, как мы помним, тогда стало одним из важных факторов,
способствовавших экономическому краху и распаду СССР. Похоже, что
российское руководство вполне осознает эту угрозу. Одним из
косвенных подтверждений этого стала инициатива, озвученная
заместителем министра природных ресурсов РФ Сергеем Донским,
который вчера выступал с докладом на «правительственном часе» в
Госдуме. По его словам, Минприроды предлагает законодательно
закрепить обязательства по переработке добытого сырья внутри
страны. «Наше ведомство подготовило законопроект, который
предлагает проводить конкурсы на месторождения с инвестиционными
условиями, в частности, это будут обязательства по переработке
добытых полезных ископаемых на территории Российской Федерации»,—
сообщил Сергей Донской. По его словам, таким образом удастся
соблюсти баланс между интересами потенциального недропользователя
к участку и заинтересованностью государства, «чтобы вывозилось не
сырье, а переработанные добытые полезные ископаемые».
Справка |
Надо сказать, что Минприроды является одним из немногих
российских ведомств, которое исходя из экологических соображений
настойчиво продвигает идею о переводе российских предприятий на
замкнутый цикл производства. В частности, эта структура выступает
против сложившейся практики, когда значительные объемы попутного
нефтяного газа (ПНГ) по-прежнему сжигаются в факелах. Поскольку
тем самым уничтожается ценное сырье и наносится вред окружающей
среде. Не говоря уже о финансовой стороне вопроса: сжигая
попутный газ, экономика России теряет более $13 млрд в год. Чтобы
сохранить экологию и пополнить бюджет дополнительными доходами,
Минприроды предложило внести поправки в Налоговый кодекс,
предусматривающие льготы для организаций, осуществляющих сбор,
транспортировку и переработку ПНГ. Впрочем, речь в данном случае
идет лишь о частном случае в развитии перерабатывающей
промышленности. Поэтому хочется надеяться, что к разработке
системных мер, способствующих избавлению российской экономики от
однобокой сырьевой направленности, подключатся и другие ведомства
— те, которым «по штату» положено решать такие задачи (например,
Министерство экономического развития). Ведь Минприроды все же
призвано в большей степени заботиться о сохранении природной
среды в Российской Федерации, нежели целенаправленно заниматься
диверсификацией экономики страны.
Инициативу Минприроды в эксклюзивном
интервью KM.RU прокомментировал специалист в области экономики и
финансового анализа Александр Смирнов:
— На мой взгляд, Минприроды сделало достаточно разумное
предложение. Все прекрасно понимают, что вместо той же сырой
нефти мы могли бы вывозить качественный бензин. Рентабельность
экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости по
сравнению с экспортом необработанного сырья выше в разы. То же
самое касается изделий металлургической промышленности и
деревообработки. Вместо того чтобы вывозить лес-«кругляк», мы
могли бы поставлять на мировые рынки готовые строительные
материалы из древесины. Можно также наладить производство готовой
мебели. Кстати говоря, все это дало бы толчок и для развития
нашего собственного строительного сектора за счет снижения
себестоимости квадратных метров. Но это масштабная задача,
которую односторонними мерами не решить. Прежде всего нужно
улучшать инвестиционный климат в стране. Чтобы у нас было выгодно
вкладываться хоть в какое-то производство. А сейчас проще всего
не производить, а вывозить что уже есть. Чтобы снять барьеры с
производства, нужно менять налоговое законодательство, ослаблять
бюрократическое давление на бизнес и т. д. Хотя и без сугубо
административных мер нам тоже не обойтись. Безусловно, переход от
сырьевой к перерабатывающей модели должен сопровождаться
изменением таможенно-тарифной политики. То, что экспорт сырья
следует ограничивать высокими пошлинами и, напротив,
стимулировать переработку за счет сниженного тарифного барьера,—
это вполне очевидно. Другое дело, что революций в этом вопросе
тоже не должно быть. Я имею в виду, что такая политика достигнет
своих целей, если государство заранее предупредит бизнес о
готовящихся изменениях. В противном случае мы получим ситуацию,
когда предприятия не успеют переориентироваться на переработку
сырья. В результате пострадают доходные статьи бюджета, которые и
так сейчас проседают в условиях кризиса. В последние несколько
месяцев, правда, ситуация на мировом рынке углеводородов
несколько выправилась. Но наивно предполагать, что она сохранится
в неизменном виде в течение продолжительного времени. Поскольку
по большому счету является следствием краткосрочных спекулятивных
тенденций. В условиях рецессии цены на нефть вряд ли продержатся
на нынешнем уровне в течение длительного времени. Так что
проблема диверсификации экономики России сейчас стоит как никогда
остро. Я, к сожалению, не вижу, что правительство предпринимает
реальные шаги в этом направлении. Хотя сейчас самое время бросить
все силы на подъем внутреннего спроса на продукцию российских
предприятий, развитие экономической инфраструктуры и т. д. Но
этого пока не происходит.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ждите, когда я стану Президентом.
<em>Экономика России</em> однобока и если закроется-на что будет жить? Народ <br/><br/><br />
ресурсами не прокормишь-он должен и деньги получать и товары покупать,а товаров <br/><br/><br />
<em>Россия </em>выпускать не научилась. <em><span style="text-decoration:underline">Сегодня экономические связи уничтожают государственные границы, политические <br/><br/><br />
отношения государств сводятся к решению экономических вопросов. Война сводится <br/><br/><br />
не к завоеванию территорий и власти над населением, а к навязыванию своей формы <br/><br/><br />
экономики, поскольку государственные границы в современном мире роли не <br/><br/><br />
играют.</span></em> http://www.laitman.ru/kabbalah/97.html<br clear="all">
<br />
<br />
<span style="text-decoration:underline">Извиняюсь<br />
за тавтологию. Слово "поработать" можно выкинуть.<br/></span>
как говорят какой поп, такой и приход... не все наши министры воры и казнокрады... есть вполне достойные личности, надо чтоб этот процент государственников рос ...
Российские чиновники самофинансируются через дутый пузырь «выручки» за Sukhoi Superjet-100. Никаких реальных контрактов с зурубежными фирмами не подписано, только протоколы о намерении или устные договоренности как с Газпромом. А те что собираются заключить все финанситруются российскими банками и правительством РФ. Россия покупает самолеты, которых нет сама у себя только на уровне банков, и перетекании денег, реальных самолетов может вообще не быть. Сама фирма Сухой несет убытки в 50 мил. пытаясь продавая военные самолеты СУ.