Торговый договор соединил берега Тайваньского пролива

В китайском городе Чунцин подписан рамочный договор об экономическом сотрудничестве Китая и Тайваня.
Соглашение уже прозвано историческим – оно самое масштабное в китайско-тайваньских отношениях за последние 60 лет. Именно столько длится противостояние между континентальным Китаем, где после победы в гражданской войне коммунистами была провозглашена Китайская Народная Республика, и Тайванем, где обосновались проигравшие войну сторонники партии Гоминьдан. Причем последние продолжали считать себя законной властью во всекитайском масштабе и подконтрольную им территорию именовали Китайской республикой.
Только с конца 80-х годов между двумя режимами по разные стороны Тайваньского пролива начали налаживаться некоторые культурные и экономические связи, родственники по разные стороны пролива получили возможность встречаться. Тем не менее, политические отношения между ними оставались очень тяжелыми. Центральное правительство в Пекине категорически настаивает, что Тайвань – это неотъемлемая часть китайской территории, его провинция, временно не подчиняющаяся центральной власти. Меж тем на Тайване оформились влиятельные силы, которые в принципе не намерены связывать себя с Китаем (неважно, коммунистическим или гоминьдановским), и добиваются мирового признания независимого тайваньского государства. Их представители, Ли Дэнхуэй и Чэнь Шуйбянь, даже становились президентами Тайваня – чем приводили в бешенство Пекин.
Как ни парадоксально, но для Коммунистической партии Китая куда ближе оказался Гоминьдан. Хотя, казалось бы, это древний и заклятый враг, с которым коммунисты вели кровавую войну почти четверть века. А потом еще несколько десятилетий во всеоружии противостояли друг другу. Но Гоминьдан, так же как и Компартия, придерживается принципа «единого Китая» и считает Тайвань его неотъемлемой частью. И в реалиях сегодняшнего дня для Пекина это представляется куда более важным, чем кровавые исторические счеты.
Поэтому руководство КНР весьма позитивно оценило избрание президентом Тайваня (формально – Китайской республики) лидера Гоминьдана Ма Инцзю. Последний в ходе предвыборной гонки неоднократно заявлял, что будет способствовать экономической интеграции Тайваня с Китаем, вплоть до создания «общего рынка». Кроме того, он выражал готовность демилитаризовать Тайваньский пролив и заключить мир с КНР, выступал за снижение инвестиционных барьеров между двумя странами и снятие любых ограничений на деловые контакты. В Пекине такие инициативы восприняли с воодушевлением. Дело дошло до того, что председатель КПК Ху Цзиньтао в июле прошлого года впервые за 60 лет лично направил Ма Инцзю поздравления с переизбранием его на пост лидера Гоминьдана.
И все же стороны по сей день официально не признают друг друга. Поэтому торговый договор в Чунцине подписывали: со стороны Китая — председатель Ассоциации связей через Тайваньский пролив Чэнь Юйлинь, со стороны Тайваня — председатель правления Фонда обменов через Тайваньский пролив Цзян Бинкунь. Эти неправительственные организации были созданы в начале 90-х годов прошлого столетия для налаживания контактов между двумя берегами Тайваньского пролива. Но только после возвращения к власти на Тайване Гоминьдана — после почти десятилетнего перерыва — они возобновили контакты.
Однако, несмотря на неправительственный статус этих организаций, они за два года сумели добиться многого: было налажено прямое регулярное морское и воздушное сообщение, открыты каналы прямых почтовых и денежных переводов по обе стороны Тайваньского пролива. В результате объем торгового оборота Китая и Тайваня уже достиг $110 млрд.
Подписанный в Чунцине договор поднимает экономические отношения двух берегов на еще более высокий уровень. Согласно договоренностям, Китай устанавливает преференции, а в отдельных случаях и нулевые тарифы для 539 наименований тайваньской продукции, или около 16 процентов от общего объема тайваньского экспорта в КНР. Для Китая такие предпочтения устанавливаются в отношении 267 товаров, или 10,5 процента от поставок на Тайвань. Тайваньские компании также получат доступ в ранее недоступные им отрасли китайской экономики, в частности, в банковский сектор и страховое дело, уточняет русская служба BBC.
Как заявил глава тайваньской делегации Чиан Пинькун, подписание договора является огромным шагом в региональной экономической интеграции и глобализации для обеих сторон. Китайский представитель Чень Юньлинь, в свою очередь, отметил, что формула договора является выигрышной для обеих сторон, но при этом касается лишь торговых отношений. Эксперты полагают, что с точки зрения экономической договор этот на руку Тайваню, так как его экономика сильно зависит от экспорта. Тайвань экспортирует в КНР товаров на 80 млрд долларов в год, а объем экспорта КНР на Тайвань составляет 30 млрд. Впрочем, премьер-министр КНР Вень Цзябао недавно уже сказал, что его страна «может отказаться от доходов, так как тайваньские соотечественники — наши братья».
Впрочем, именно экономический выигрыш Тайваня от договора заставляет многих жителей острова считать, что КНР таким образом пытается увеличить свое влияние на Тайбэй. Они опасаются, что в результате Пекин может заручиться поддержкой со стороны большого бизнеса на Тайване, а там начать влиять и на внутреннюю политику «Китайской Республики». Другие тайваньские критики договора утверждают, что Тайвань может накрыть волна дешевого импорта из Китая.
Так или иначе, но оппозиция уже организовала в тайваньской столице Тайбэе многотысячный марш протеста против торгового договора с континентальным Китаем. В акции участвовал и бывший президент республики Ли Дэнхуэй. А вот нынешний глава государства Ма Инцзю считает, что польза договора будет безусловной, поскольку он создаст на острове 260 тысяч рабочих мест и ускорит рост ВВП на 1,7 процентного пункта.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Да, продукция Тайваня и в Шадринске встречается, причём не очень редко. Они даже с Америкою конкурируют в таком вопросе. Потому что, на одну продукцию, когда документы выдаются, то по одним сделано в Тайване, а по другим в США.
Да, продукция Тайваня и в Шадринске встречается, причём не очень редко. Они даже с Америкою конкурируют в таком вопросе. Потому что, на одну продукцию, когда документы выдаются, то по одним сделано в Тайване, а по другим в США.
Вот пример надо брать с коммунистического Китая.
Вот пример надо брать с коммунистического Китая.