НЕ ОСКУДЕЛИ РУКИ БЕРУЩИХ

В минувшую субботу работники 9-го департамента МВД РК отметили свой 65-летний юбилей. За эти годы название подразделения менялось трижды (ОБХСС, УБЭП, 9-й департамент), но суть работы осталась прежней - выявление экономических преступлений и коррупции. Несколько десятков лет назад при слове "ОБХСС" бросало в дрожь нечистых на руку директоров универмагов, овощных баз и даже партийных руководителей. Внушает ли нынешняя "девятка" такой же страх нашим чиновникам?
- Несомненно, - считает начальник отдела 9-го управления ГУВД Алматы Тохтар КУАНДЫКОВ. - Любой взяточник и вымогатель озирается по сторонам: с какой же стороны нагрянут оперативники? Надо признать, что при этом "хлопающих" ведомств стало больше - финансовая полиция, Комитет национальной безопасности, таможенный комитет.
- Конкуренция, порождающая гонку за показателями? Которая не всегда приносит ожидаемые результаты...
- Не совсем так. У каждого подразделения свои, как вы выразились, показатели. Но это не мешает нам проводить совместные операции с таможенниками и комитетчиками. Финансовая полиция отдает предпочтение самостоятельным зачисткам.
Алматы называют в республике городом взяточников и вымогателей. По словам подполковника Куандыкова, с начала этого года только оперативниками "девятки" выявлено около 70 фактов коррупционных преступлений.
- Самое трудное - доказать факт вымогательства, - продолжает Тохтар Куандыков. - Чиновник во многих случаях не "заряжает" энную сумму, а тянет до тех пор, пока просящий не догадается дать ему пару тысяч. Задержишь - получение незаконного вознаграждения налицо, но на самом деле он своими действиями косвенно вымогал. Однако доказать это невозможно. Такая же картина при задержании экономических контрабандистов.
- Кого?!
- Предпринимателей, завозящих в нашу страну товары народного потребления, не прошедшие таможенную и налоговую "очистки". Либо подделка документов, когда растаможено 20 тонн груза, хотя на самом деле коммерсант везет в два раза больше.
- Тохтар Саттарович, вы спрашиваете у задержанного предпринимателя, как он провез нерастаможенный товар через государственную границу и ряд стационарных постов?
- Оперативники, а затем и следователи проверяют весь пройденный путь. Задержанный говорит, что с кем-то договорился, кому-то взятку дал за беспрепятственный проезд.
- Вы проверяете его показания?
- Конечно. В случаях крайней необходимости подключаются и другие силовые подразделения.
- Назовите предпринимателя, который заявил вам, что вез контрабанду и давал взятки, например, налоговикам или дорожным полицейским...
- Я не смогу привести конкретный пример, - подполковник передернул плечами. - Может, следователи точно знают. Ведь наше управление только выявляет, а расследуют-то они.
Уголовные дела, возбужденные оперативниками алматинской "девятки", свидетельствуют о том, что к ним в основном попадают чиновники районных акиматов, налоговой инспекции, рядовые таможенники и судебные исполнители. Еще врачи, учителя и преподаватели вузов. Птицы покрупнее, видимо, проходят сквозь расставленные сети полицейских. Правда, иногда спецслужбы проводят блестящие операции и возбуждают громкие уголовные дела. Но позже эти дела передаются "по территориальности или подследственности" (полицейский термин. - Авт.) обычным следователям, судьям, прокурорам, которые в отличие от "спецов" не носят масок, оружия и не хотят лишний раз рисковать. Некоторым из них достаточно предложить взятку в размере годовой зарплаты, и они могут "сломать" любое дело. Которое порой находится на контроле не только в МВД и генпрокуратуре, но и в правительстве. Похоже, их мало волнует экономическая безопасность государства - завтра могут сократить, уволить, перевести в другое подразделение. Пока дают - бери...
Комментарии читателей Оставить комментарий