Björk - «Drawing Restraint 9»

Главная ошибка, которую может допустить слушатель «Drawing Restraint 9», - это принять пластинку за новый альбом Бьорк. На самом деле «Drawing Restraint 9» - саундтрек к фильму английского режиссера Мэтью Берни, мужа певицы. Для Бьорк это вторая серьезная работа над музыкой для кино, но если «SelmaSongs» (саундтрек к «Танцующей в темноте») был фактически полноценным альбомом с полноценными песнями, то «Drawing Restraint 9» - это именно музыка к фильму. Из одиннадцати треков песнями можно назвать от силы пять, и только в трех из них задействован вокал самой Бьорк. Однако незримое присутствие певицы чувствуется в каждой композиции, даже в «Holographic Entrypoint», музыку к которой писала не она, а Берни.
В каждой из одиннадцати композиций угадывается знакомая слушателям философия Бьорк - музыка может создаваться из самых немузыкальных явлений, звуков, ходов и гармоний. На музыку можно положить письмо японца Шизуки американскому генералу МакАртуру, и в исполнении Вилла Олдхэма оно зазвучит как настоящая песня («Gratitude»). Музыкой могут стать уникальные горловые звуки, издаваемые эскимоской Таней Тагак, особенно в сопровождении японского духового инструмента шо («Pearls»). И даже щелчки диктофона могут придать особое звучание вокальной композиции («Bath»).
«Drawing Restraint 9» Бьорк, как и положено настоящему саундтреку, идеально сочетается с «Drawing Restraint 9» Берни. Энигматичные образы и нетривиальные решения режиссера находят свое отражение в музыке, и наоборот (кстати, к нескольким композициям Берни сам приложил руку как автор музыки и текстов).
Поскольку важной составляющей фильма является японская культура (действие происходит на японском китобойном судне), это получило свое отражение и в музыке. Бьорк написала несколько партий для древнего национального инструмента шо, которые исполнила профессиональный музыкант Маюми Миюта («Pearl», «Shimenawa», «Antarctic Return»), а в двух треках задействованы актеры традиционного японского театра Но Широ Намура и Шоносуке Акура («Holographic Entrypoint», «Cetacea»).
Хотя ставить этот саундтрек в один ряд с номерными альбомами Бьорк было бы неправильно, фанаты певицы могут обнаружить немало связей между «Drawing Restraint 9» и предыдущими работами. К записи саундтрека Бьорк привлекла многих музыкантов, с которыми уже работала ранее, в том числе Лейлу Араб, Марка Белла, Таню Тагак, Зину Паркинс. Сказался и опыт работы, полученный певицей, композитором, аранжировщиком и продюсером Бьорк в ходе записи предыдущих пластинок. Особенно отчетливо в «Drawing Restraint 9» слышатся отголоски двух последних альбомов - «Vespertine» и «Medulla».
Бьорк достигла того статуса, когда каждое произведение, выходящее из-под ее руки, становится объектом интереса со стороны ценителей музыки. «Drawing Restraint 9» - не исключение. На пластинке нет ни одной «форматной» песни, она не претендует на места в хит-парадах, но больше многих саундтреков к популярным фильмам заслуживает того, чтобы ее послушали. Любителям музыки Бьорк рекомендуется особенно - кто знает, когда теперь фру Гудмундсдоттир порадует нас настоящим альбомом?
Комментарии читателей Оставить комментарий