Абсолютный эксклюзив – некоторые скандальные подробности, вроде разгрома гостиниц на гастролях и выходов на сцену...

Основной инструмент автора — психолингвистика, которая в конечном итоге должна привести всех нас к первоистокам внутренней речи поэта
О Егоре Летове продолжают выпускать не менее одной книги в год. Но попытка целостного анализа его творчества пока еще никем не предпринималась. В РГГУ существует Летовский семинар, где филологи двигаются к этой цели сообща. Но даже на их фоне доктор филологических наук, профессор РГСУ Олеся Равильевна Темиршина выгодно выделяется скрупулезностью анализа, целостностью подхода и удачно подобранным ключом к творчеству лидера «Гражданской обороны». На научных конференциях исследователь неизменно радовала креативными докладами о семантике «текучести», функции заговоров и глубинном предикате летовской поэзии. Теперь настало время объединить все эти линии в монументальное исследование, вышедшее весной этого года в издательстве «Скифия».
Все, кто пытался глубоко вникнуть в летовское творчество, обращали внимание на то, что при всех его видимых противоречиях, «зазубренности» и даже эпатажности, оно отличается вселенским размахом и охватывает собой абсолютно все грани бытия. Практически каждый исследователь, который брался за разгадку этого феномена, подходил к нему с определенной стороны, и все оказывались правы именно в силу того, что Летов парадоксальным образом умел обнять в своих песнях и стихах весь мир. Об этом же пишет и один из зачинателей Летовского семинара в РГГУ, кандидат филологических наук Анатолий Корчинский в предисловии к монографии Олеси Темиршиной: «Его художественное влияние ощущается в самых различных сферах — от рока и рэпа до профессиональной «бумажной поэзии».
В шести разделах книги Олеся Темиршина пытается понять и донести до читателя не столько то, что повлияло на самого Егора Летова, сколько то, что запускает этот вечный двигатель. Основной инструмент автора — психолингвистика, которая в конечном итоге должна привести всех нас к первоистокам внутренней речи поэта, к передаче которой в незамутненном виде он стремился всю жизнь. В этом плане очень мощным открытием Олеси Темиршиной оказываются четыре пространственно-динамические модели, которые организуют большинства программных стихов Егора Летова.
Анализируя эти линии, филолог приходит к выводу, что в их основе лежит психический аффект. Его разрядка происходит в ряде вершинных творений Летова, однако это приносит облегчение не только ему самому, но и читателю. Дело в том, что певец, не просто описывает этот аффект, но и проживает его — за счет мобилизации фонетических, грамматических, синтаксических и других средств. Немаловажную роль играет даже визуальный фактор — например, звукопись буквы О, которая заставляет произносящего ее округлять рот, мобилизуя необходимые здесь и сейчас психодинамические ресурсы организма.
Безукоризненная точность изысканий Олеси Темиршиной выявляется с помощью междисциплинарного подхода. Так, пока она работала над своей книгой, некоторые исследователи, анализируя влияние православной иконографии на летовское творчество, пришли к выводу о большой роли обратной перспективы в нем. Аналогичный вывод делает и автор монографии — только опираясь уже на тропы и иные выразительные средства.
Книга Олеси Темиршиной Егор Летов: Язык и мир. Опыт психолингвистического подхода к поэзии» предназнчена, прежде всего, специалистам. Но это не значит, что не имеющий особой филологической подготовки читатель увязнет в этом издании. Олеся Темиршина постоянно помогает закрепить пройденное, повторяя свои главные тезисы в виде резюме и выводов. Попутно она предлагает множество параллелей с поэтами разных эпох (Владимир Маяковский, Даниил Хармс и др.), а также делает потрясающие открытия. Например, обнаруживая литературный источник текста песни «Офелия» у Артюра Рембо, она замечает, что фигурирующего у Летова оленя в оригинале не было, зато он появился в переводе Бенедикта Лифшица. А образ плывущей свечи в «Прыг-скоке» она связала с «купальской» образностью в кинематографе Андрея Тарковского.
Несмотря на исчерпывающие выводы, исследование Олеси Темиршиной может послужить прологом к целому ряду новых изысканий. Впереди, например, исследование функции ненормативной лексики у Егора Летова, мотив юродства, религиозный или политический аспект его произведений. Стоит также подключить в будущем и аудиальный аспект, поскольку автор книги ограничивалась печатными вариантами летовских текстов и визуальным компонентом.
Комментарии читателей Оставить комментарий