Домодедово сливают

Просят их пощадить и не сливать с «Шереметьево» и «Внуково». Но старые противники «Домодедово» - чиновники, уже добились того, что лучший недавно аэропорт остановился в развитии и пассажирам там становится так же тесно и неуютно, как в других авиаузлах. Осталось закрепить успех, нанести последний решительный удар и подтвердить традиционные догадки населения, что все равно ничего путного у нас никогда не получится.
Война за «Домодедово» началась сразу после того, как частные владельцы вложили в развитие аэропорта сотни миллионов долларов и сделали это эффективно. Аэропорт начали перестраивать и расширять, там появились бесплатные тележки для багажа, для всех такси установили фиксированный тариф, так что тут же появились конкурентные предложения поехать дешевле, но мимо кассы. В общем, аэропорт стал напоминать европейские заведения. Авиакомпании одна за другой начали переходить в «Домодедово» из «Шереметьево». Пошла прибыль. Понятно, что тут же появились и претенденты на то, чтобы отнять растущий бизнес. Разные госструктуры судились за право отъема собственности в свою пользу лет десять. «Домодедово» удавалось отбиваться. Пару раз аэропорт спасал Владимир Путин, который просто цикал: не надо, ребята, рушить хорошее дело.
Тогда и решили, видимо, идти другим путем – через объединение всех аэропортов в одну госкорпорацию. И это уже В. Путин поддержал. Вот теперь и приходиться в отчаянии владельцам «Домодедово» писать не президенту, а просто чиновникам.
«Ведомости» цитируют письмо. В нем, в частности, говорится, что Минтранс и Росавиация основываются на заниженном прогнозе роста пассажиропотока. Надвигается коллапс. Его усугубит саботаж Росавиацией строительства взлетно-посадочной полосы в «Домодедово», которое должно было начаться еще в июне.
В общем, в письме доказывается, что объединение аэропортов не даст ничего хорошего. Это похоже на правду. Но только – на правду для пассажиров, которым, конечно, чем больше выбор, тем лучше, чтобы выбирать услуги дешевле и качественнее. Но это ложь по отношению к чиновникам, которые не прочь получить в управление такой лакомый кусок.
Идея про создание объединенного авиаузла под руководством специально назначенных бюрократов возникла пару лет назад. Долго шли подковерные переговоры по этому поводу. В итоге 11 июля 2012 года нынешний помощник президента (вчерашний – министра транспорта) Игорь Левитин в написал письмо В. Путину. В нем он перечислил уже согласованные, видимо, параметры нового витка модернизации. И. Левитин предложил (цитата по «Ведомостям») «создать единую компанию на базе федерального имущества - наземной инфраструктуры Московского авиаузла, акций операторов аэропортов, средств федерального бюджета на развитие авиаузла и т. д., - а также поручить правительству разработать пакет необходимых документов в срок до 15 ноября текущего года и создать рабочую группу под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова».
В. Путин наложил резолюцию : «Согласен. Медведеву Д.А. - прошу поддержать».
В сентябре ожидается заседание у первого вице-премьера И. Шувалова, на котором и будет поставлена точка в увлекательной истории про «Домодедово».
Эта история интересна тем, что она стала попыткой предприимчивых ребят отойти от просто контрабанды и заняться на самом деле легальным и выгодным народу бизнесом.
Все начиналось в девяностые, когда сын одного из уральских милиционеров Дмитрий Каменщик занялся поставкой в Россию товаров из Китая. Он быстро смекнул, что выгоднее не самому возить пуховики из Азии, а организовать доставку товаров для рисковых челноков. Каменщик сумел наладить такое дело. Челноки в Китае получали предложение. Если, мол, воспользуетесь нашими услугами по доставке закупленного товара, то сэкономите деньги и нервы, так как все хлопоты, включая переговоры с таможней, берет на себя поставщик услуги. Заказы пошли. Десятки и сотни миллионов долларов – тоже, в виде прибыли.
Это понятно. Но вот далее Д. Каменщик совершает поступок, который не одобрили многие его товарищи. Вместо того, чтобы быстро увезти прибыль из страны подальше и спрятать, оставив лишь немного «на развод» и, скажем, на открытие пары ресторанов в Москве, он решает вложить их в покупку «Домодедово». «Мы взялись за аэровокзал в 1998 году. Затея казалась бытовым помешательством — никто не верил, что это хорошо кончится», - вспоминает сам Д. Каменщик. Мало того, сразу после покупки он направляет 250 млн долл. на начало перестройки аэропорта. И на этом не успокаивается – продолжает инвестировать, будто в самом деле верит, что можно в России зарабатывать не только на контрабанде, взятках и распродаже недр. И у него это получается. Вот это, кстати,и признал фактически в нулевые В. Путин, защищая «Домодедово» от попыток бюрократии отнять налаженный бизнес.
Власть в России устроена весьма запутанно. Нападки на «Домодедово» продолжались. В суды регулярно ходит «Росимущество». И тогда владельцы аэропорта решают сделать то, что наша бюрократия вообще терпеть не может – легализовать свой бизнес через IPO на Лондонской бирже. То есть, пустить в свободную продажу на солидной площадке акции аэропорта, которые смогут покупать западные фонды и корпорации, нисколько не боящиеся московских чиновников и даже напротив – способные при попытке отнять их собственность испортить жизнь кому угодно через суды и аресты зарубежного имущества.
Можно предположить, что на этом этапе В. Путин был поставлен перед выбором: продолжать защищать «Домодедово», но тогда фактически объявить войну им же построенной вертикали власти. Или поддержать вертикаль, но тогда позволить погубить аэропорт. Последовала попытка найти компромиссное решение – IPO отменить под намек, что и нападки ослабнут. Так и сделали.
Однако бюрократия никогда не сдается. Она сдержала обещание умерить судебный пыл. Что ж, нашелся другой способ изящного отъема собственности – через объединение в единый авиаузел.
Пассажиры уже ощутили прелесть вмешательства государства в бизнес – в аэропорту начались очереди, кондиционеры так и не заработали в полную силу, реконструкция фактически заморожена. Впрочем, население у нас давно никому не верит.
Но удручает другое. Когда Каменщик начинал, то многие его партнеры и знакомые бизнесмены говорили, что нельзя в этой стране пытаться играть по-честному. Но десять лет «Домодедово» держалось, чем порождало сомнения и даже такие странные мысли, как «А вдруг мы ошибались, все разглядывая в черном свете? Вдруг правы те, кто рискует играть с государством без шулерства»?
Теперь такие мысли и бизнеса стихают. В сентябре, если правительство окончательно порешит с авиаузлом, подобные размышления займут свое традиционное место в нашей системе ценностей – типа, бред наивных дураков.
В цифрах это отражается просто – капиталы из России бегут, вон МЭР уже говорит о том, что 50 млрд долл. в год оттока за границу – это нормально.
Что ж, действительно, наверное, нормально. Не заниматься же такими глупостями, как вкладывать их в строительство аэропортов, чтобы потом отняли. И оказываются правы те, кто доказывает: пара магазинов-ресторанов и максимально быстрые торговые операции – вот наш путь. А прибыль надо срочно прятать подальше от ока бюрократии.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Видно, что Домодедово стало конкурентным к Шереметьево. Так что, пожалуй, объединять рановато. Пускай привыкнут конкурировать в равных условиях. Я понимаю, что Аэрофлот долгое время был вне конкуренции, но теперь, времена изменились. Во всем хорошем есть доля плохого. Не бывает так, чтобы все время собирать одни плюсы. Пусть покажут как умеют работать без административного ресурса.
Общий транспортный узел, логистика - это верно и работать, договариваться конечно нужно. Но именно договариваться, а не управлять.
Благодаря развитию Домодедово и Внуково стало развиваться и Шереметьево, так что конкуренция нужна. А транспортный узел - это необязательно владение, это может быть и надстройка, которой каждый перевозчик добровольно делегирует часть своих прав на время (с последующим продлением или пересмотром условий).
Единственный нормальный материал на эту тему. Все остальное - заказуха!