]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика → Политэкономия
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Цены на бензин притормозили перед броском

11:52 17.10.2012
, Александр Аничкин
Бензоколонка © KM.RU, Илья Шабардин
Бензоколонка © KM.RU, Илья Шабардин

Данные информационно-аналитического центра «Кортес» свидетельствуют о том, что оптовые цены на бензин и нефтепродукты в России по итогам рабочей недели с 8 по 12 октября в основном понизились.

Теперь рост цен следует ждать после нового года.

«Кортес» приводит такие сведения (цитата по РИА «Новости»). Средние по РФ цены оптового рынка по итогам минувшей недели составили: на бензин «Нормаль-80» - 29,116 тыс. руб. за тонну (снижение на 183 руб.); «Регуляр-92» - 32,625 тыс. руб. за тонну (снижение на 214 руб.); «Премиум-95» - 35,862 тыс. руб. за тонну (снижение на 131 руб.). Об этом сообщает РИА «Новости».

Цены мелкооптового рынка на бензин составили: «Нормаль-80» - 32,115 тыс. руб. за тонну (рост на 327 руб.), «Регуляр-92» - 35,064 тыс. руб. за тонну (рост на 468 руб.), «Премиум-95» - 37,654 тыс. руб. за тонну (рост на 427 руб.).

На розничном рынке цена бензина «Нормаль-80» зафиксирована на уровне 25,89 руб. за литр (рост на 0,16 руб.), цена бензина «Регуляр-92» - 27,63 руб. (рост на 0,19 руб.), «Премиум-95» - 29,95 руб. (рост на 0,02 руб.).

Летнее дизтопливо за неделю подешевело на оптовом рынке на 94 руб. за тонну - до 29,265 тыс. руб., на мелкооптовом - подорожало на 98 руб., до 31,796 тыс. руб.. На бирже цена летнего дизеля выросла на 361 руб. - до 29,378 тыс. руб., в рознице - выросла на 0,18 руб., до 28,79 руб. за литр.

Скоро Росстат даст новые данные о розничных ценах на топливо. Можно ожидать вялого роста цен. Прошлые сведения Росстата были грустными. Розничные цены на автомобильный бензин в РФ с 1 по 7 октября повысились на 0,8%, тогда как предыдущие две недели прирост составлял по 0,7. То есть, цены на бензин продолжали рост восемь недель подряд (на протяжении предыдущих семи недель они оставались неизменными).

В общем, все с бензином идет ровно так, как и предсказывали аналитики еще ранней весной: искусственное сдерживание цен в начале года повлекло неизбежное увеличение оптовой и розничной цен летом и осенью.

Так срабатывает заложенное в ценовой политике нашей экономики противоречие. С одной стороны, рыночные отношения как-то работают на уровне оптовой торговли, в том числе – на питерской бирже. Но с другой стороны власть пытается командовать ценами в рознице, просто приказывая продавать бензин и солярку по ценам, которые она сочтет разумными. Это очевидная нелепость, и такая конструкция не может работать стабильно. Хотя от нее стабильность и не требуется, кажется, - сдержали цены перед выборами – и хорошо.

Подвох в том, что правительство не имеет четкой стратегии, не выработало внятной политики в ценообразовании вообще и в регулировании цен на бензин – в частности.

Попытки сдерживать рост цен на заправках примитивным шантажом продавцов наивны, бесперспективны и неэффективны. Известны два эффективных способа регулировать цены.

Первый – прямое государственное руководство. Так действовал Муаммар Каддафи который обеспечивал ливийцев почти бесплатным бензином на зависть другим странам. Но М. Каддафи плохо кончил.

Второй способ – рыночное регулирование. Оно подразумевает, грубо говоря, две главные вещи. Во-первых, регулирует правила торговли, устанавливая нормы прибыли и так далее (через налоги). Во-вторых, проводит такую налоговую и тарифную политику, которая сбивает (или повышает) цены на топливо на конечном этапе. Так действуют правительства Запада.

У нас как бы выбран рыночный путь. Тогда, кажется, стоит поучиться тому, как без расстрелов и посадок регулировать этот самый рынок, чтобы и не погубить его, и не дать ему сгубить потребителей.

В странах с рыночно экономикой четко анализируется, кто и на каком этапе «накручивает» цены. Скажем, на АЗС в каком-нибудь штате Пенсильвания вы не можете покупать бензин по центу, а продавать – по доллару. Тогда просто заплатите такие налоги и штрафы за превышение определенной местными законодателями нормы прибыли, что потеряете больше, чем приобретете. В России ничего похожего не наблюдается.

Еще в этих странах, когда ведутся дебаты в тамошних думах о бюджетах, то просчитывается, как отреагируют покупатели бензина на ту или иную новацию, ведь они еще и избиратели, не угодишь – прокатят на очередных выборах. В России ничего похожего тоже не видать.

Конечно, в странах капитала доходит и до почти абсурда. Скажем, в свое время президент Буш вызвал к себе нефтяников и попросил подумать, как бы цены на бензин сбить. «Нет проблем, - ответили ему капиталисты. – Только вы сами об этом народу объявите». И Буш смолк. Так как накопительная часть пенсий тамошних рабочих размещена в бумагах прибыльных компаний. Если административно снизить цены на тот же бензин, то люди увидят, как «съеживается» их будущая пенсия (основные владельцы всех добывающих компаний в США – Пенсионные фонды, десятки миллионов граждан, нет в списке миллиардеров Форбса ни одного американского нефтяника). Но если слишком задрать цены, то тоже хорошего мало. Вот и приходится искать золотую середину, причем – под телеобъективами.

Что у нас. Во первых, растет потребление бензина (примерно на 1 млн т. за последний год), но не строится новых заводов и не модернизируются старые – они только время от времени встают на срочный ремонт, порождая панику у автовладельцев.

В конечной цене бензина прибыль розничного продавца незначительная (другое дело, чем и кто бензин разбавляет). Некоторые эксперты пробовали свалить вину за удорожание топлива на транспортников. Но на самом деле так называемая «транспортная составляющая» тоже не решающая. По этому поводу проводила исследование компания «Лукойл» - составляющая занимает максимум около 10% в цене моторного топлива.

Решающее значение для цены на внутреннем рынке имеют экспортные пошлины и НДПИ (это связывает их с мировыми ценами), а главное – акцизы.

Просто говоря, прежде всего и больше всего на цены влияют ни какие не мифические посредники, а - налоговая нагрузка, и ее основная составляющая – акциз. Еще, конечно, общая инфляция.

Акцизы устанавливает правительство (так сказать «штемпель» ставят на решения депутаты). Акциз на топливо был введен в 2011 году с целью пополнения дорожного фонда России. Потом он не раз повышался. Акциз составляет около 20 % средней по оптовой цены тонны бензина АИ-92 и АИ-95.

Про Дорожный фонд как-то позабылось, дорог новых особо не видно. А если и видно, то их стоимость поражает воображение.

Вспомним, что ставка акциза на автомобильный бензин ниже класса «Евро-3» с 1 июля была поднята примерно на 6% - до 8,225 тысячи рублей за тонну, акциз на «Евро-3» увеличился на 7% - до 7,882 тысячи рублей за тонну. Акциз на дизельное топливо ниже класса «Евро-3» вырос на 5%, до 4,3 тысячи рублей, на «Евро-3» - увеличился на 13% и сравнялся со ставкой более низких классов.

Надо понимать, что акцизы – это политика правительства в чисто денежном выражении. Наша власть хочет акцизы (и, соответственно, казенные доходы повышать), но ценам на заправках пытается запретить расти. Так не бывает. Если только не внушить всему населению, что во всем виноваты диверсанты. Однако, многие уже научились правилам арифметики.

И какая политика уготована на 2013-2015 годы? Там вообще бюджет, так сказать, «прикольный». С одной стороны – дефицит будет снижаться, с другой – рост Резервного фонда предусмотрен (это такая печка, в которой сжигаются фактически деньги в уповании на сдерживание инфляции). При этом Резервный фонд будет пополняться за счет сверхдоходов от продажи нефти, но на затыкание бюджетных дыр планируется занять дома и за границей 4 триллиона рублей. В общем, будучи трезвым объяснить все это невозможно. Но про бензин все ясно – нас попросят платить еще больше за каждый литр.

По планам правительства, размер акциза автобензин четвертого и пятого класса на второе полугодие 2013 года вырастет на 4,7% и 11,8% соответственно по отношению к ставкам следующего года, которые были установлены ранее. С 1 января 2013 года акциз на бензины 4-го класса поднимется до 8560 руб. за тонну, а с 1 января 2014 года — до 9416 руб. В 2013 году каждый производитель бензина отчислит государству уже около 6,2 руб. за каждый литр, а в 2014 году — по 6,8 руб. Это пропорционально отразится на стоимости топлива на заправках.

Эксперты просчитывают последствия для потребителей. Например, аналитики Нефтяного клуба Петербурга еще в начале сентября предрекли в ближайшие месяцы рост розничных цен на бензин в пределах 5-10%. По их расчетам, с учетом того, что с начала года автомобильное топливо уже подорожало на 6-8%, к концу декабря рост цен на бензин может составить 15-18%. То есть, литр Аи-93 и Аи-95 явно будет дороже 30 рублей. А с января 2013 года, после начала взимания акцизов по-новому, каждый литр бензина подорожает еще примерно на 1,5 руб.

Темы: Бензин, Вопросы организации дорожного движения, Нефтяная промышленность в России, ЛУКОЙЛ, Росстат
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 17.10.2012, 14:48
    Гость: Поживем увидим...( пословца ,русская)

    С Каддафи очень удачный пример. Его убили американцы руками НАТО потому, что у него был самый дешевый бензин и это раздражало избирателей в США и Евросоюзе. Посмотрим , что будет в нефтедобывающей стране где вероятно в ближайшее время будет самый дорогой бензин для собственных граждан.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Воскресение», 26 мая, «ГлавКлуб»
Гриндерс «Акулы караоке» (интернет-сингл)
«Мир сходит с ума»: «Оскар» только для геев, инвалидов и негров
Гарин и Гиперболоиды «Экстрада»
«Сама система построения правительства насквозь либеральна, и любая конструктивная деятельность наталкивается на категорическое нежелание значительной части чиновничества что-то делать»
Ярик Бро «Ты такая красивая» (интернет-сингл)
В Доме-музее Ростроповича в Оренбурге восстановили историю картины с автоматом
«Почему абсолютно все победы Красной Армии нужно было оболгать?»
Скворцы Степанова «Капибара» (интернет-сингл)
Советы начинающим водителям
Как торговая сеть разрушила фейк-новости одним видео: директора с 10-летним стажем показали правду о корпоративных общежитиях
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.