Жители России «подсели» на БАДы

По оценкам аналитической компании DSM Group, за первое полугодие 2012 года он вырос на 18% и составил 10,9 млрд. руб., превысив прошлогодние темпы роста на 6%.
В денежном эквиваленте за 15 лет российский рынок БАДов вырос в 15 раз. В 2002 году он составлял 1,3 млрд руб., то в 2011 по оценкам DSM Group - 20,3 млрд. руб. Причем увеличение объемов отечественного рынка достигается за счет роста продаж в натуральном исчислении, а не за счет роста цены упаковки. Таким образом, этот сегмент становится одним из наиболее привлекательных на фармацевтическом рынке страны.
Такому росту способствуют в основном два фактора: желание потребителей тратить средства не только на лечение болезней, но и на их профилактику с одной стороны, и рост доходов россиян, с другой. Нельзя не учитывать так же возрастающую осведомленность пациентов о новейших медицинских препаратах, как лекарственных, так и БАДах. Плюс цена на лекарственные препараты обычно значительно выше стоимости БАДов.
Надо еще учесть, что по сравнению с традиционными лекарственными препаратами, продвигать БАДы на рынок гораздо легче. Если лекарства, поступающие в продажу обязаны перед реализацией пройти клинические и доклинические испытания, то для БАДов остаточно гигиенического и токсилогического испытания. Проверка на достижение клинического результата, в отличие от лекарственных препаратов, не требуется. Для клинических препаратов необходимо точно и недвусмысленно указывать область применения, а в случае с БАДами можно обойтись общими рекомендациями. Последнее условие значительно облегчает проведение рекламных компаний, позволяя делать акцент на ту или иную сторону аппарата, в зависимости, от требований рынка. Еще большую роль играет возможность торговли этими препаратами при наличии у продавца лицензии на право торговли продуктами питания. То есть, в отличие от клинических препаратов, торговать ими имеют право не только аптеки.
Ассортимент, представленных на рынке БАДов достаточно сильно различается в зависимости от мест продаж. В аптеках, в основном, представлена продукция российских производителей. Их доля составляет 60% официально продаваемых в России БАДов.
На интернет-магазины и сетевые распространители приходится до 90% БАДов импортного производства.
Первые добавки появились в России лет двадцать назад, когда по улицам Москвы невозможно было пройти, не встретив очередного продавца «чудо»-таблеток сомнительного производства, но якобы способных вылечить от всех болезней. С тех пор рынок сильно изменился и сегодня БАДы распространяются через аптечные сети и интернет-магазины. По закону РФ БАДы должны проходить обязательную регистрацию, и в России ежегодно регистрируются от 2,5 до 4 тыс. БАДов. В последние годы российское правительство приняло ряд законодательных актов, направленных на регулирование производства и реализации БАДов в стране. Существует три направления, в которых правительство стремится навести порядок на этом сегменте рынка: защита производителя, защита потребителя и регулирование оборота продукции.
В результате принятых мер лишь врач может выписать пациенту добавки, прошедшие сертификацию в учреждениях Минздравсоцразвития в качестве БАДа.
Однако созданный государством механизм регулирования продукции не привел к полному контролю положения дел на рынке. На сегодняшний день лишь половина продукции продается в аптечных сетях. Вторая половина принадлежит теневой части рынка. В ассортименте предлагаемой на ней продукции большую долю занимают некачественная и не прошедшая регистрацию в Роспотребнадзоре продукция. Решением этой проблемы все активнее должно заниматься государство, но может быть, стоит обратиться к опыту западных государств, где действуют строгие правила в отношении БАДов. К примеру, в Соединенных Штатах, и некоторых других западных государствах при производстве биологических добавок необходимо соблюдение международных стандартов GMP. Выполнение этих правил практически исключает появление на рынке не качественных и суррогатных продуктов.
Большое количество предлагаемой на рынке недоброкачественной продукции заставило депутатов из комитета по собственности заняться мерами, способными, на их взгляд, навести порядок на рынке. По мнению депутата госдумы Антона Белякова, на сегодняшний день «в отрасли еще очень много проблем, связанных с серьезными нарушениями российского законодательства. Неоднократно были установлены факты недобросовестной рекламы и откровенного мошенничества при позиционировании биодобавок как панацеи от таких недугов как рак, алкоголизм, потеря зрения и пр.»
Опасения депутата имеют под собой реальную почву. 29 августа 2012 года Роспотребнадзор аннулировал 104 свидетельства о государственной регистрации БАД к пище, содержащих в своем составе компоненты, запрещенные для принятия внутрь.
Опасения депутатов вызывают не только опасные компоненты, входящие, по мнению специалистов Роспотребнадзора в БАДы, но и нарушения, замеченные во время рекламных компаний того или иного продукта.
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) 1 июля 2012 года оштрафовала ООО «Здоровье» на 100 тысяч рублей «за ненадлежащую рекламу биологически активной добавки к пище (БАД) «Светоч», распространявшейся в эфире радиостанции «Радио России» в период с октября 2011 года по март 2012 года». В рекламе «внимание акцентировалось на то, что БАД обладает лечебным эффектом и применяется при лечении и профилактике таких заболеваний глаз, как катаракта, глаукома, сенильная макулодистрофия, отслойка сетчатки и других», говорится в заявлении ФАС. По мнению комиссии ФАС, произошло нарушение пункта 1 части1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», где говорится, что реклама биологически активных добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
В августе 2012 года Федеральная антимонопольная служба опубликовала поправки к закону «О рекламе» и Административному кодексу, которые касаются печатной и телевизионной рекламы биологических добавок. В них, в частности, ФАС обязывает не только организации, но и частных граждан предупреждать о не лекарственном характере рекламируемых добавок, а так же вводит ответственность за нарушение этой нормы для всех поставщиков продукции. Отныне штраф будут платить не только компании, но и целители, предлагающие «свои» снадобья, отвары и чаи и не предупреждающие, что это не лекарства. Предлагаемые поправки находятся в согласовании с исполнительными органами.
По количеству потребляемых БАДов на душу населения Россия не входит в первую двадцатку. Если в нашей стране БАДы потребляют 10-15% населения, то в Японии, занимающей первое место в мире по этому показателю — 80%. Так что говорить о насыщении рынка пока не приходится и Россия привлекательна для поставщиков добавок.
Только что одна из крупнейших фармацевтических компаний Италии Recordati объявила о покупке главных брендов отечественного производителя витаминов и БАДов «Аквион». Итальянская фирма приобрела линейку из пяти брендов, среди которых наиболее популярный бренд российского производителя - «Алфавит», на долю которого приходится львиная доля продаж «Аквиона». Recordati готова заплатить 2,7 млрд руб. Предлагаемая за бренды сумма, по мнению аналитиков рынка, весьма внушительна, особенно на фоне того, что в качестве предмета сделки выступает не компания, а лишь торговые марки. Что еще раз служит подтверждением того, что сегмент безрецептурных медицинских препаратов и БАДов в России становится все более перспективным.
Эта вторая подобная сделка на рынке. В прошлом году корпорация Johnson&Johnson приобрела отечественные бренды «Ринза» и «Доктор МОМ» за 260 млн долл.
Таким образом, депутатам, ФАС и всем чиновникам вообще стоит поторопиться с разработкой правил игры на рынке БАДов в России.
Комментарии читателей Оставить комментарий