Правительство поручило местным властям богатеть и радоваться

Федеральные власти поручили властям местным быстро начать богатеть.
До недавнего времени нехватка денег у местных властей мало интересовала федеральные власти. Напротив, вся финансовая система страны выстроена таким образом, чтобы за каждой копейкой регионалам надо было идти на поклон в центр, и это гарантировало нерушимость вертикали власти. Но времена меняются, в нашем случае это значит то, что денег стало катастрофически не хватать (при высоченных ценах на нефть).
Минфин РФ вынужден искать, на чем бы сэкономить при продолжающейся раздаче денежных обещаний от президента. Минфин нашел изящное решение – переводить новые (да и не новые) траты на регионы. К примеру, на них взвалили фактическое дотирование РЖД (и электрички встали), на них же – повышение зарплат бюджетникам (на это в большинстве регионов денег нет, лишь в Москве смогли довести зарплаты учителям до минимум 50 тысяч рублей).
Жалобы с мест в центре привычно игнорировали (так же традиционно отступая перед напором РЖД и давая монополии денег из казны вместо того, чтобы прислушаться к доводам регионов про явно завышенные расценки на проезд). Но эксперты сухо подсчитывали потери и перечисляли риски, которые эти потери несут. Кульминацией стал доклад рейтингового агентства Standard & Poor's. В нем ясно доказывалось, что в 2013 году более половины российских регионов ждет дефолт, так как они не в состоянии будут исполнить все предвыборные социальные обещания Владимира Путина (всего на 5 трлн руб.).
Дотошные эксперты S&P обратили еще внимание, что значительная часть новых социальных расходов должна лечь на плечи муниципалитетов (пенсионные и студенческие надбавки, льготы на проезд и так далее). В общем, под ударом оказывается при таком раскладе большая часть населения России, и на это нельзя уже не обращать внимания – ведь речь идет о самых лояльных власти выборщиках.
В последние дни Д. Медведев сделал ряд заявлений по ставшей вдруг злободневной теме. И вот собрал заседание правительства в первый день ноября.
На заседании премьер произнес ряд ритуальных заклинаний, типа «правительство уже давно работает над увеличением доходной базы местных бюджетов». Он отметил, что сохраняется «хроническое безденежье местного самоуправления» (кто бы сомневался), и дал слово известному реформатору, губернатору Самарской области Николаю Меркушкину.
Избраннику от губернаторского корпуса было поручено высказать предложения по тому, как бы пополнить местные бюджеты. Задача-то очевидная. Центр не способен более финансировать территории даже в прежнем убогом объеме. Значит, надо искать источники доходов на местах. Сейчас, как недавно признали даже в Единой России, местные налоги, составляющие основу формирования муниципальных бюджетов, дают всего 4% их доходов.
Что предложил губернатор Меркушкин?
1. Отругал 90-е годы.
2. Предложил срочно передать его области земли, которые несправедливо считаются сейчас федеральными. «Сложилась ситуация, когда большие участки земли муниципалитетов не были учтены, не поставлены на кадастровый учет и автоматически перешли в федеральную собственность. Таким образом, местная власть лишилась возможности их использовать и получать доход. На сегодня это одна из больших проблем области, которую необходимо срочно решать. Только Тольятти ежегодно может получать дополнительно до 620 млн руб. земельных налогов, а по всей области сумма достигает 1,4 млрд руб», - говорил Н. Меркушкин.
3. Срочно восстановить районные отделения налоговой службы: «В результате оптимизации работы ФНС страны из многих районов ушли отделения службы, передав свои полномочия межрайонным органам… это привело к потере налогооблагаемой базы и, как следствие, уменьшению получаемых налогов».
4. Внести изменения в систему сбора акцизов на алкогольную продукцию, оставив в местных бюджетах 20% налога (сейчас 60% этих сборов идет в федеральных бюджет, 40% – в региональный). По подсчетам Н. Меркушкина муниципалитетам региона данное изменение может принести 1,5 млрд руб.
5. Внести изменения в законодательство, касающиеся возможности предоставления региональных субсидий муниципалитетам. Это даст возможность «региональному правительству стимулировать территории, которые эффективно работают и достигают определенных показателей социально-экономического развития» (то есть, стать дома примерно таким благодетелем, каким является Кремль с его Минфином в масштабах страны).
6. Передать больше полномочий муниципалитетам (чтобы, видимо региональная власть требовала с них то же, что требует федеральная власть с региональной – больше денег собирать и тратить на исполнение обещаний вышестоящих начальников).
На этом традиционная, так сказать, увертюра к заседанию была завершена, и перешли к делу. То есть, к изложению того, что без Н. Меркушкина и других местных начальников уже «проработали».
Что предлагает Центр?
Два способа решения задачи.
1. Ввести патенты. «Один из основных источников - это введение патентной системы налогообложения. Насколько она будет работать эффективно, зависит от скоординированности наших действий и работы на местах, учитывая, что 100% отчислений будет идти в бюджеты муниципалитетов и городских округов», - сказал Д. Медведев.
2. Ввести единый налог на недвижимость. «К концу этого года должна быть завершена работа по введению единого налога на недвижимость», - сказал Д. Медведев, но не уточнил, насколько дополнительные доходы снизят дефициты местных бюджетов. И объем дотаций из бюджета на выравнивание экономического положения муниципалитетов не был назван. Премьер только сказал: «Изыскивая дополнительные средства для муниципалитетов, нужно учитывать уровень развития каждого региона, сбалансировать бюджеты в целом и каждый отдельный бюджет в частности. Действовать нужно профессионально и осторожно», то есть – ничего не сказал.
Ложку дегтя влил в уши заседателей министр финансов Антон Силуанов. По его словам, дополнительные доходы для муниципальных бюджетов окажутся «каплей в море». От патентов планируется выручать «1 млрд рублей ежегодно… от земли и недвижимости еще по 15 млрд рублей». Но прежде было подсчитано, что надо намного больше - 1 трлн руб.
Между тем, известна оценка Независимого института социальной политики: ситуация с местными бюджетами еще более тяжелая, чем с региональными. В 2011 году дотационность консолидированного бюджета субъектов федерации составляла около 25%. Уровень дотационности городских бюджетов – 50%, бюджетов городских округов – 70%,
С 2008 года за бюджетами муниципальных районов и городских округов закреплены доходы от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога, транспортного налога в полном объеме, а также дополнительно 10 % от налога на доходы физических лиц. Этого очевидно мало, чтобы сделать бюджеты муниципалитетов бездефицитными. Многие губернаторы и главы городов давно просят децентрализовать налоги. На это центр не идет, так как в таком случае уменьшится федеральная казна, и не будет денег на дотации для регионов-реципиентов (таких в стране больше половины).
«Введение патентной системы налогообложения не решит проблему «хронического безденежья местного самоуправления», - считает директор региональных программ Института социальной политики (НИСП) Наталья Зубаревич. - Патенты – это налог на малый бизнес. А малый бизнес развит и активен далеко не во всех регионах, и больших денег с него не соберешь. Что же касается налога на недвижимость, то он может пополнить казну лишь крупных городов и городских округов, где недвижимость и земля в цене. И причина не только в том, что в стране много несформированных земельных участков без кадастровой оценки. Проблема в том, что земли в глубинке никому не нужны и ничего не стоят на рынке».
И Н. Зубаревич, и другие эксперты уверены, что перечисленные на заседании правительства налоги не помогут слабым муниципалитетам. Улучшить финансовую ситуацию налог на прибыль и доходы физических лиц мог только в крупных городах, но на это ни за не согласится Минфин, так как это означало бы ощутимую потерю денег федеральным бюджетом.
Ни в выступлении Н. Меркушкина, ни в речи Д. Медведева ни слова не было сказано про единственную известную человечеству возможность решения этой задачи – про свободу территорий и городов.
Очевидно, что нужно разрешить органам местного самоуправления (ОМСУ) учреждать самостоятельные целевые сборы для строительства школ, дорог — такая система хорошо известна, она использует на Западе повсеместно. Работает просто. Собирается сход (вече, парламент или нечто под другим названием) и сами горожане решают, скидываться в виде налогов и сборов на строительство нового, скажем, моста, или нет. Но тогда им надо позволить и спорить с центром по поводу распределения налогов. Для этого применяются свободные выборы, и люди оценивают эффективность работы своего депутата в местном или центральном органе не по тому, как он умеет выбивать подачки из Москвы, а насколько способен отстаивать местные интересы.
Однако, признано, что такой путь нам не подходит и что он ведет к распаду страны. Это, конечно, не так с научной точки зрения, но на обывательском эмоциональном уровне неопровержимо.
Последнее заседание правительства, таким образом, еще раз показало, что власть по большому счету принимает решения после анализа ситуации больше на эмоциональном уровне, нежели чем на основе научных, статистических исследований. А когда цифры в итоге не совпадают, как замечает А. Силуанов, то просто «прячет голову под одеяло» и не обращает внимания «на пустяки».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ни в выступлении Н. Меркушкина, ни в речи Д. Медведева ни слова не было сказано про единственную известную человечеству возможность решения этой задачи – про свободу территорий и городов.
__________________________________________________________________
Ни в выступлении Н. Меркушкина, ни в речи Д. Медведева, ни в данной статье ни слова не было сказано про единственную известную человечеству возможность решения этой задачи – про создание производства.
Вмсето того, чтобы думать, откуда еще можно с регионов содрать, лучше бы думали как эти регионы развивать.
Интересно как....Увеличивается численность налоговиков, таможенников, ментов , тьфу извините полицаев, а налогов все меньше и меньше - почему...Да потому что задавили ОТЕ ТИ ВСЕ ВЕДОМСТВА (добавить санэпидемстанцию, пожарников) по местам, а дальше давить будут, а налогов меньше собирать будут....Вот посмотрите...как Высоцкий пел ...скажи Серега и что б нам было из 7 бутылок если б водку гнали не с опилок... жизнь покажет...Ждите