Министр обещает приток инвестиций

Эксперты не спешат с предположениями, что новый прогноз А. Белоусова окажется более точным, чем прежние предсказания.
Заявление А. Белоусова не было неожиданным, так как ранее в МЭР заявляли, что ведомство планирует пересмотреть в сторону увеличения прогноз по инвестициям в связи с существенным пересмотром этих данных Росстатом. Агентство «Прайм» цитирует, что именно сказал А. Белоусов: «По инвестициям — пересмотрели». Других подробностей не приводится. «Прайм» отмечает, что «…министр не назвал конкретных цифр».
Так совпало, что примерно в те же часы конкретные цифры назывались по инвестициям в другой стране. Агентство «AK&M» цитирует сообщение агентства «Синьхуа» со ссылкой на Государственное статистическое управление КНР. В Китае в январе-ноябре 2012 года совокупный объем капиталовложений в основные фонды (за исключением крестьянских дворов) составил 32.62 трлн юаней (1 долл. – 6,3 юаня), что на 20.7% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Объем инвестиций в обрабатывающую промышленность вырос на 22,8% до 11,32 трлн юаней. Запланированные инвестиции в объекты, которые находятся в стадии строительства, составили 70,942 трлн юаней (+16,3%), инвестиции в новые объекты - 28.733 трлн юаней (+28,8%).
Негосударственные инвестиции в основные фонды КНР равнялись 20,162 трлн юаней (+25%) и составили 61,8% от общих инвестиций в эту сферу.
Как видим, частные деньги идут в производство в Китае и составляют большую часть инвестиций. То есть, обладатели капиталов заинтересованы вкладывать их в китайскую экономику. Потому, конечно, что надеются получить от этого прибыль.
У нас же за молчанием А. Белоусова можно предположить следующее. Основной рост инвестиций, если будет этот рост, дадут казенные деньги или деньги подконтрольных власти корпораций. К примеру, купит Роснефть ВР – вот и громадный рост инвестиций, если считать от почти нуля, какой есть сейчас.
В общем же потенциальные инвесторы – причем свои, российские инвесторы – просто не видят, куда можно в стране выгодно вложить деньги. Бизнес в значительной своей, части, сводится к «переделу переделанного». До недавнего времени частные российские инвесторы хоть за рубежом пытались вложить в дело свои финансы. Правда, нет примеров того, как им удавалось это сделать с умом, больше – про яхты и роскошные апартаменты. Но в этом году почти нет уже и таких попыток куда-то приспособить накопленное. И наши богачи стали массово предпочитать самый примитивный вариант распоряжения средствами – класть деньги на депозиты в российские же банки (желательно – в те, которыми руководят люди, вызывающие доверие). Кладут, конечно, не в рублях, а в валюте. Эти средства фактически можно считать (и считают) уплывающими из экономики – ни продукции от них, ни рабочих мест. Эти средства записываются в отток капиталов.
В прошлом году отток капитала был связан, с основном, с трансграничными сделками компаний и россиян. В этом году в 60% связан с тем, что компании и граждане создают личные валютные резервы в российских банках.
По официальным данным, за 9 месяцев 2012 года объем розничных депозитов в иностранной валюте вырос на 11 млрд долл., а корпоративных - на 31 млрд долл. В 2011 году рост был куда меньше - 5 млрд и 4 млрд соответственно. Примерно так же активно компании создавали валютные депозиты в 2008 году, перед кризисом и девальвацией.
Таким образом, отток капитала (порождаемый невостребованностью инвестиций) принял форму бегства в рамках границ РФ в валюту и сдачу ее на покой в банки. Эксперты отмечают, что именно такую форму принял отток капитала.
По прежним прогнозам (а новые А. Белоусов еще не назвал) отток капитала из России в этом году составит примерно 70 млрд долл. Эксперты предлагают подумать на тем, какие угрозы и какие преимущество несет то, ч то меняется структура оттока. В 2011 году компании выводили средства для экспансии за рубеж, теперь отправляют валюту на хранение в российские банки. Но очевидно, что главная причина сохранения большого оттока в том, что и бизнес, и население боятся ослабления рубля.
Динамика оттока нехорошая. С 2008 года усилился отток из реального сектора экономики. Компании вывозят больше, чем банки. За первые 9 месяцев этого года компании вывезли 63 млрд долл, что больше 56 млрд долл. в 2011 году и 50 млрд долл. в 2010 году.
Агентство «Финмаркет» приводит прогнозы «Альфа-банка», по которым в 2013 году отток капитала снизится до 50 млрд долл. После ужесточения бюджетной политики у компаний и банков просто будет меньше финансовых ресурсов, которые можно будет перевести в валюту. Ежемесячно из российской экономики будут утекать около 4 млрд долл. Еще способствовать снижению оттока будет замедление ростов депозитов, особенно в корпоративном секторе.
«Чтобы отток капитала сменился устойчивым притоком, нужно, чтобы ставки по рублевым депозитам сглаживали риски, связанные с колебаниям курса рубля, - цитирует «Финмаркет» эксперта Наталью Орлову. - ЦБ же сейчас вливает деньги в банковский сектор, что занижает ставки и повышает риск ослабления валюты… По замыслу ЦБ, эта стратегия направлена на ускорение экономического роста, но реально она не работает - все деньги уходят в отток… ждем от ЦБ дальнейшего смягчения денежной политики, что приведет к ускорению инфляции и росту оттока. Таким образом, политика ЦБ по поддержанию роста экономики не даст оттоку капитала замедлиться».
Тему продолжает Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики: «У нас действительно получить дополнительную маржу, связанную с укреплением рубля, стало сложнее. До кризиса рубль укреплялся на фоне растущих цен на нефть. Тогда было выгодно вкладывать в российские активы из-за укрепления рубля - можно было получить дополнительный процентный доход. Даже в долгосрочной прогнозе (до 2030 года) Минэкономразвития говорит о том, что рубль будет слабеть. Это необходимо для поддержания конкурентоспособности экономики. ЦБ также настроен на таргетирование инфляции, а не на поддержку курса рубля. Действия обоих органов говорят о том, что рубль будет слабеть. Кроме того, квалифицированные инвесторы обеспокоены новой политикой ЦБ. Таргетирование инфляция в условиях экономики, зависимой от нефти, погубно, ведь денежная политика становится проциклической. Когда нефть падает, то слабеет рубль и растут цены на импортные товары. Получает, что в это время возникает инфляция, а ЦБ ее пытается таргетировать и ужесточает политику тогда, когда реальный сектор нуждается в поддержке. У нас надо таргетировать инфляцию цен производителей, но об этом нигде не говорится. Все это - фактор оттока капитала. Но это далеко не все. Когда предприниматели сами говорят о причинах оттока, они говорят о падающем спросе, тарифах естественных монополий и слабых институтах вообще. У нас нет долгосрочной стратегии развития институтов. Совершенно не ясно, как будут меняться правила игры. Это накладывается на неопределенность в мировой экономике и с ценами на нефть. Получается неопределенность в квадрате. А инвесторы уводят капитал туда, где неопределенность меньше».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Да нет.... Наверное те бабки, которые обнаружили у хозяев "Оборонсервиса" и у Васильевой попытаются пустить в экономику... Да кто ж им позволит?...
Ему не Минэкономразвития РФ работать ,а у нас в Министерстве обещаний.