Правительство может успеть провести еще одно заседание до нового года

Есть два предложения от двух непримиримых спорщиков. Минэкономразвития настаивает, что надо больше денег вбрасывать в экономику, и тогда, мол, она расцветет. Минфин - против, ведомство считает, что и имеющиеся деньги осваивать отечественные производители товаров и услуг не могут. А «лишние» деньги только инфляцию разгонят.
Д. Медведев вроде говорит про то, что собирается сделать выбор. Практически все эксперты этому не верят. Скорее всего, считают в профессиональной среде, опять председатель правительства не возьмет на себя смелость и сказать что-то такое: «Делать, значит, господа, будем так». И это вовсе не потому, что на самом деле не он, а президент Владимир Путин (при прежней конфигурации – не президент Д. Медведев, а председатель правительства В. Путин, обладает правом последнего голоса). И президент В. Путин (будь он даже премьером В. Путиным), тоже всегда чурается четких решений, за которые потом и спросить могут. Так что эксперты ставят миллион к одному на то, что на заседании поговорят каждый про свое, порешают как жить впредь, на том и разъедутся.
Между тем проблема серьезная – рост почти нулевой, он абсолютно зависим от цены нефти в мире, и никак не вырисовывается выше 3-3,5 процентов на 2013 год, а этого не хватит на поддержание нынешнего уровня жизни, к которому люди привыкли и от которого отказываться не готовы.
Проводы же старого года получаются безрадостными. По последней сводке Росстата видно, что за январь-ноябрь 2012 года промышленное производство выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,7%. Вспомним: в январе-ноябре 2011-го это производство у нас выросло на 5% год к году. Налицо опасный тренд. Причем независимые эксперты дают все более тревожные оценки. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования считает, что в ноябре продолжается стагнация в промышленности, хотя и наблюдается восстановление инвестиций в основной капитал, но очень медленное.
Рост цен опять оживился. В пятницу, 21 декабря на сайте МЭР опубликован Мониторинг социально-экономического развития РФ. По этому документу выходит, что инфляция в этом году составила 6,5%. Ровно год назад, когда инфляция впервые за десятилетие составила за 12 месяцев лишь 6,1%, власти говорили о достигнутой победе. И о том, что ее надо «закрепить». Не удалось.
Таким образом, мы имеем обе плохие стороны экономики одновременно – и замедление производства, и рост инфляции. Объяснить это исключительно засухой невозможно, хоть так стараются интерпретировать события некоторые эксперты. Зато видна другая совершенно прямая, как вертикаль власти, связь – печатает американская ФРС доллары – идем в рост, притормаживает работу станка – падаем.
Вряд ли Минэкономразвития считает, что все просто – надо заменить американские деньги своими рублями и рост будет. Доллары идут в экономики, которые предлагают действительно конкурентоспособные товары и услуги, и это, как правило, не российская экономика. Но мы поставляем сырье для тех, кто умеет что-то делать, и чем лучше идут дела у немецких станкостроителей или французских текстильщиков, тем больше им нужно энергии. Вот почему впрыски долларов неплохо отзываются и на нас.
Тем не менее, не определив внятно, куда вообще можно направлять деньги в российских условиях, МЭК предлагает тратить больше бюджетных денег. Для этого министерство считает нужным ограничить размер Резервного фонда пятью, а не семью процентами ВВП. ЗА счет этого втрое увеличить кредитный портфель Внешэкономбанка, еще забрать (по данным «Финмаркета») около «400 млрд рублей из пенсионных накоплений граждан, чтобы вложить их в инфраструктурные проекты».
Иначе, пугает МЭК, рост ВВП в 2013 году может замедлиться до 3,0-3,2 процентов (сегодняшний прогноз - 3,6%).
Основа рассуждений МЭК такая – экономика нуждается в длинных и дешевых деньгах.
У Минфина по этому поводу свое мнение. Наша экономика просто не способна переваривать больше денег, чем есть сейчас. Надо признать, что у Минфина, в отличие от Минэкономразвития, есть по этому поводу доказательная статистика.
Конкретно же МЭК предлагает, кроме ужимания Резервного фонда на 2%, расширить рефинансирование банков со стороны ЦБ. И снизить банкам нормы резервирования по кредитам с госгарантиями. МЭК считает нужным создать Фонд развития для финансирования важных инфраструктурных объектов. Еще - пролонгировать регионам бюджетные кредиты за пределы 2018 года, чтобы они могли справиться с возросшей нагрузкой на их бюджеты в связи с необходимостью выполнить указы президента о росте зарплаты в бюджетном секторе.
Есть несколько пунктов в плане МЭК, против которых вряд лми возразил бы и Минфин. К примеру, пункт о продлении льгот малому бизнесу по ставке страховых взносов (в 2012-2013 годах 20%; с 2014 года - общие 30% и 10% на зарплаты сверх установленного минимума, что обойдется малому бизнесу в 54 млрд руб. в год). Есть очевидно неприемлемые, похоже, Минфином: осуществить точечную поддержку ряда отраслей; дополнительно выделить в 2013-2014 годах 180 млрд руб. на транспортные проекты к чемпионату мира по футболу…
Оговоримся, что Минфин всегда подчеркивает, что он против роста налогов, но причину этого роста видит в фактически безумной раздаче обещаний и финансировании ряда малопонятных, зато помпезных и дорогих проектов.
Концептуально же Минфин не согласен с самой сутью мер, предлагаемых МЭКом. Минфин считает, что надо урезонить инфляцию, которая и ведет к удорожанию кредитов в первую очередь. Вот это создаст фундамент для роста инвестиций. Если, конечно, политики сумеют заставить себя пойти на ряд мер по фактически самоограничению в аппетитах и добиться улучшения инвестиционного климата.
Минфин рассуждает так, как и положено приличному счетоводу, который обязан говорить «Нет» начальнику, требующему покупки комплекта золотых, скажем, пепельниц. Главное финансовое ведомство страны считает крайне необходимым (если мы хотим иметь деньги) сокращать долю государства в экономике, начав, наконец, обещанную большую приватизацию. И не столько списывать долги отстающим, сколько поощрять, скажем, федеральными трансфертами регионы с успешным опытом привлечения инвестиций. Есть такие, например, Калужская область, Татарстан.
Центробанк тоже на стороне Минфина. Во всяком случае зампред ЦБ Алексей Улюкаев изложил позицию своего ведомства в письме во власть так: денег хватает, надо сбивать инфляцию (цитируется по «Финмаркету»). А. Улюкаев пишет, что ЦБ больше не должен печатать рубли, чтобы покупать на них доллары и, тем обеспечить экономику ликвидностью. Что главная беда экономики – инфляция, которая способствует повышению процентных ставок, которые, в свою очередь, делают кредитные ресурсы недоступными для бизнеса. «Предоставление дополнительной ликвидности будет иметь выраженный инфляционный эффект», - просто пишет А. Улюкаев.
Отмечая, что есть свои резоны и в предложениях МЭКа, и в позиции Минфина, эксперты считают, что окончательного решения правительство принимать не будет. Типичным можно считать для экспертного сообщества примерно то, что сказал по этому поводу Максим Шеин из инвестиционной компании «Брокеркредитсервис»: «Позиция Минфина представляется более правильной: начинать надо с инвестиционного климата. Учитывая, какие огромные деньги у нас утекают за рубеж, госинвестициями эти дыры не заткнуть… Поддержка экономики - понятие растяжимое. Если и поддерживать, то не отстающие предприятия и отрасли, а наоборот, сильные. Получить положительный эффект можно быстрее. С другой стороны, вкладывать деньги в развитие инфраструктуры в России надо не только в качестве антикризисной политики. Это должна быть одна из приоритетных задач государства в принципе. Если Минэкономразвития хочет добиться увеличения госинвестиций, надо ориентироваться именно на инфраструктурные проекты. Известное дело: чтобы человек не голодал, ему не надо давать рыбу, лучше научить ее ловить».
Комментарии читателей Оставить комментарий