Кинопремьера Глеба Панфилова «Иван Денисович»: Солженицын писал совсем о другом

В начале войны деревенский мужик Иван Денисович Шухов служит артиллеристом. В начале ноября ему пора получать боеприпасы, но командование отправляет его на Парад на Красной площади по случаю годовщины Октябрьской революции. Вдохновившись увиденным там, Шухов подбивает пять танков неприятеля, но сам получает контузию и оказывается в фашистском плену.
После чудесного освобождения Шухов по законам военного времени попадает уже в советский концлагерь. Когда ему в 1951 году остается уже 10 дней до освобождения, он попадает в несколько щекотливых ситуаций, которые запросто могут отдалить его освобождение. Добавляет тревоги и письмо от дочки, которая, похоже, оказалась во власти похотливого бригадира.
Кому еще экранизировать прозу Александра Солженицына, как не мэтру советского кинематографа — 87-летнему Глебу Панфилову? В 2006-м он представил сериал по роману «В круге первом», сценарий которого создал сам писатель (Солженицыну же принадлежит и закадровый голос). Тогда же режиссер изъявил желание экранизировать и повесть (или длинный рассказ) «Один день Ивана Денисовича». Но скорому воплощению этого замысла помешала смерть писателя, а также некоторые другие обстоятельства, о которых пойдет речь ниже.
Вряд ли сейчас надо подробно напоминать историю появления «Одного дня Ивана Денисовича». Опубликованная в «Новом мире» повесть стала приметой наступавшей хрущевской Оттепели и возможных послаблений режима. Сейчас можно до хрипоты спорить о продуктивности этой эпохи, равно как и о масштабе и оправданности этих репрессий. Ясно одно: репрессии были и замалчивать — дело безнадежное.
К счастью, политический аспект в панфиловской экранизации приглушен. Достигнуто это во многом за счет добавления военной хроники. Режиссеру в лучших традициях советского кинематографа удалось показать искренний душевный подъем народа от ощущения единства с вождями и жертвенный героизм на полях сражений — несмотря даже на откровенную камерность сцены боя. «Солженицын писал совсем о другом», - спел Егор Летов в песне «Один день Ивана Денисовича». О чем? Выражаясь словами того же Летова: «В неволе умирает зверье… Но человечеству гибель не грозит, человек привыкает ко всему».
Проблема выживания в неволе у Глеба Панфилова отходит на задний план. Лагерные сцены фильма критики единодушно сравнивают со сказкой. Но, скорее — это житие. Одну из главных тем Александра Солженицына — поиск народного праведника - Глеб Панфилов углубил и развил. Такой типаж режиссер усмотрел еще во второстепенном герое романа «В круге первом» дворнике Спиридоне. Недаром на эту роль Глеб Панфилов пригласил подзабытого тогда мастера советского кино Михаила Кононова.
Его же режиссер прочил и на роль Ивана Денисовича, но смерть актера нарушила эти планы. Тем не менее, от своего замысла Глеб Панфилов не отказался, и заменивший в итоге Михаила Кононова Филипп Янковский вполне справился со своей задачей.
Главной темой «Ивана Денисовича» становится не экзистенциальное одиночество сильного человека во враждебной среде, а путь истерзанной души к Богу, которую высший Промысел ведет самыми невероятными путями. Испытания только закаляют праведника и позволяют ему вкусить рождественскую атмосферу (важную и для романа «В круге первом») даже в свете слепящих прожекторов за колючей проволокой.
Кадры с сайта kino-teatr.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
Обратите внимание 1961 год. Вот с каких пор ведется воздействие на общество. Произведения этой направленности потихоньку скармливают обществу под поощрительное улюлюканье запада и выставляют за шедевры. Думаю советская 5-я колонна не спит до сих пор. Несправедливость существовала и будет существовать, молчать о ней не надо, однако кажется навязчивым изуверское перемалывание одной и той же тематики на протяжении 60 лет. Сменилась эпоха развалилась страна, а кто то все подкидывает и подкидывает одну и ту же тему то Бродский то Солженицын. Скажите за чей счет снят фильм? Ну не верится что это мероприятие имеет положительный коммерческий смысл. Ведь этот филь не один на вскидку вспоминается Гулаг фильм (2021г). Неужели нет больше никаких коммерчески выгодных проектов? Значит за этим кто то стоит. Выводы делайте сами.
выдумывал Геббельс, для необразованой но антисоветски настроенной гопоты. Эти фальшивки, нам нормальным людям не нужны.
это бред только для необразованных до предела, ну и для идиотов, конечно. Учи историю, хоть по минимуму - только историю, а не благостные сказки
в свой бред или на идиотов рассчитываешь?
В 1918 была провозглашена независимая Польша, которую вскоре возглавил революционер, бывший японский и австрийский шпион Юзеф Пилсудский. Придя к власти, он не стал принимать во внимание тот факт, что именно Советская Россия даровала его стране независимость, и развязал против неё в 1919 году войну, в результате которой Варшава захватила Западную Украину и Западную Белоруссию.
--
По Версальскому договору 1919 года Польше отошли обширные германские территории — Познань и часть Померании. Данциг (Гданьск), свыше 95% населения которого говорили по-немецки, был объявлен вольным городом, но оказался связан с Польшей таможенным договором. Восточную Пруссию от основной территории Германии отделяла полоса земли, известная как Польский коридор.
--
Рано или поздно территориальный вопрос между Берлином и Варшавой должен был подняться. Кроме того, в начале 1930-х в Германии к власти пришли нацисты во главе с Гитлером, известным своими антиславянскими взглядами. Однако Пилсудский, который хоть и не являлся формально главой Польши, но фактически ею руководил, стоял на прогерманских позициях. Он считал, что Берлин и Варшава смогут объединиться против Советского Союза и ряда других соседних стран.