Роснефть тянет одеяло на себя

В Каракасе накануне произошло знаковое событие. Там состоялось заседание совета директоров Национального нефтяного консорциума (ННК) – организации, созданной в 2008 году пятеркой крупнейших игроков российской нефтянки с целью сотрудничества на внешних рынках. Это «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, Роснефть, ТНК-BP и Сургутнефтегаз. Но последний буквально на днях вышел из ННК, а потому не участвовал в заседании, на котором было принято важное решение. Глава Роснефти Игорь Сечин был избран председателем совета директоров ННК, а сама госкомпания стала лидером проектов, которые будет осуществлять консорциум.
Речь идет, в частности, о венесуэльских проектах на месторождениях «Хунин-6», которые Россия разрабатывает совместно с венесуэльской госкомпанией PdVSA. На эти проекты, как сегодня сообщил все тот же Игорь Сечин, Роснефть потратит 10 млрд долларов, а другие российские партнеры – еще 7 млрд. Понятно, что и доля добычи госкомпании в Венесуэле будет больше, чем у других: около 15 млн тонн нефти в год или 500 тысяч баррелей в сутки.
Итак, большие инвестиции, большая доля и большие амбиции. По мнению ряда экспертов, Роснефти не дает покоя слава мирового гиганта Saudi Aramco – самой крупной компании по добыче и запасам нефти. Она производит 450 млн тонн нефти в год. И вскоре у Роснефти появится реальный шанс догнать саудитов.
В первой половине этого года завершится сделка по поглощению госкомпанией российско-британской ТНК-ВР за 56 млрд долларов. 28 млрд она заплатит за пакет российских акционеров – «Альфа-Аксесс-Ренова» и еще 28 обещала British Petroleum. После этого приобретения Роснефть по объемам запасов сравняется в мировом первенстве с National Iranian Oil Company, которая сейчас занимает вторую строчку.
Остановится ли она на этом, или следующей целью станут активы самой закрытой российской нефтяной компании «Сургутнефтегаз»? На рынке ходят упорные слухи, что новое поглощение не за горами. Несмотря на то, что президент Владимир Путин ясно дал понять: это не согласуется с планами правительства по сокращению госсектора экономики.
Осенью прошлого года ТНК-ВР и Сургутнефтегаз, которому, судя по всему, участие в Национальном нефтяном консорциуме в свое время навязали сверху, заявили о выходе из организации. И несколько дней назад Сургутнефтегаз продал свою долю (20%) Роснефти. Ранее стало известно, что госкомпания запросила разрешение у официального Каракаса на передачу ей венесуэльских активов ТНК-BP. Об этом рассказал журналистам глава PdVSA Рафаэль Рамирес.
Получается, что российский государственный капитал будет безусловно доминировать в Венесуэле и других зарубежных проектах ННК, если учесть, что из абсолютно частных компаний в консорциуме остался один ЛУКОЙЛ. Только вопрос в том, потянет ли это лидерство – и национальное, и мировое – сама Роснефть?
На масштабные поглощения Роснефти потребуется серьезное финансирование. Только для сделки с ТНК-ВР компания должна занять 30-35 млрд долларов. Частичным обеспечением по кредитам будут поставки нефти зарубежным партнерам. Это прежде всего восточное направление – Китай и страны АТР. Иными словами, вместо того, чтобы вкладывать средства в улучшение эффективности компании и новые технологии, то есть делать инвестиции в будущее, Роснефть вынуждена как можно больше добывать и продавать прямо сейчас.
За примерами технологического отставания далеко ходить не надо. Встав в один ряд с мировыми лидерами отрасли, российский гигант единственный среди них утилизирует попутный нефтяной газ по старинке, максимально сжигая его. Только в прошлом году Роснефть смогла запустить на одном из своих крупнейших месторождений, Приобском, первую очередь газотурбинной электростанции. Но довести там утилизацию ПНГ до цивилизованных 95% будет возможно только через три года. А ведь есть еще другие месторождения, среди которых – главная надежда госкомпании, Ванкорское.
Существуют и неэкономические препятствия на пути к мировому лидерству. О бюрократическом размахе в России, тем более в госсекторе, можно даже не говорить. Так что, натянув одеяло на себя, Роснефть должна еще будет научиться эффективно управлять своей империей, как это делает та же Saudi Aramco.
Комментарии читателей Оставить комментарий
чтобы что разделить, надо сначала все объединить