]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика → Бизнес
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Полеты от Волги до Енисея: миф или реальность?

17:56 25.02.2013
, Лилит Мазикина
Коллаж © KM.RU
Коллаж © KM.RU

Региональные авиаперевозки чахнут без пассажиров и современных аэропортов

Каждому россиянину еще со школьной скамьи известен факт, которым принято гордиться: Россия – самая большая страна в мире. Ее территория занимает почти одну седьмую всей поверхности суши планеты. Такая площадь предполагает огромные расстояния между населенными пунктами. Например, дорога в поезде от Саратова до Новосибирска займет более двух суток. Перелет длится семь часов.

При таких вводных данных кажутся естественными популярность и развитость региональных авиаперевозок. На деле в России нет ни того, ни другого. 75% пассажиров летают почти в любой конец страны через Москву. Из того же Саратова в Новосибирск другим путем не улетишь. И это несмотря на то, что оба города являются крупными деловыми и культурными центрами своих регионов.

Едва ли стоит говорить о том, как мал процент людей, предпочитающих перелеты многодневным путешествиям на поездах. Десять лет назад, впрочем, с выбором между железной дорогой и самолетом ситуация была аналогичной. Зато соотношения между количеством пассажиров, пользующихся региональными и местными маршрутами, и пассажиров на маршрутах «московских» было строго обратным. Эту статистику подтверждает и заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

Причины просты (все они, кстати, были озвучены на прошедшем на днях экономическом форуме в Красноярске): отсутствие спроса, связанное прежде всего не столько с проблемами «ненавязчивого сервиса», сколько с высокими тарифами; законодательные ограничения, не позволяющие снизить расходы и риски, а значит, и сами тарифы; и, наконец, неприспособленность большого количества аэропортов для принятия современных лайнеров и обслуживания значительного пассажиропотока.

Некоторые СМИ уже обрисовали ситуацию с региональными перевозками как близкую к катастрофической. Возможно, это действительно так, хотя эксперты полагают, что шансы есть.

Перспективы развития сектора перевозок в субъектах РФ в беседе с корреспондентом KM.RU прокомментировал руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

– Ситуация с региональными перевозками не тупиковая. Она неудовлетворительная, это очевидно, но не тупиковая. В условиях рыночной экономики авиаперевозки являются производной от экономической активности. Другими словами, если у людей есть работа и достойный заработок, они могут позволить себе путешествия, в том числе полеты. Если же экономика регионов деградирует, то потребности в авиаперевозках не будет. С другой стороны, если между регионами нет транспортных связей, то и экономические связи наладить сложно. Поэтому возникла и стала набирать силу новая доктрина – субсидирование перевозок экономически активного населения. Тут есть две подзадачи. Одна – восстановить маршрутную сеть, то есть связать населенные пункты регулярными рейсами с высокой частотой полетов. Вторая – повысить ценовую доступность перелетов, чтобы сделать их востребованными, ведь тут эластичность по цене вполне может существовать.

К сожалению, соответствующий пилотный проект в Приволжском ФО только должен стартовать во втором квартале этого года. Правда, есть определенные сомнения в том, что он сработает, так как софинансирование 50% стоимости тарифа – это инструмент для решения второй задачи, а сегодня надо сначала решить первую. Пока у людей не восстановится привычка летать на самолете на 400-600 км, авиакомпании будут возить воздух, и доплачивать им за немногих перевозимых пассажиров – это не решение проблемы. Перевозчики в любом случае на старте понесут убытки, даже если самолеты будут маленькие.

Но все же мое отношение к этому вопросу: есть поводы для оптимизма. Раньше или позднее будут найдены оптимальные методы поддержки, которые позволят восстановить этот сегмент.

Возможно, основания для оптимизма, как считает эксперт, действительно есть. Ситуация с региональными перевозками не так трагична, как, например, положение в авиапроме. Выделяемые правительством деньги уходят словно в пустоту: то оказывается не организовано серийное производство актуальных моделей «Ил» и «Ту», необходимых для пополнения отечественного авиапарка, то не обеспечен промышленный выпуск регионального самолета Ту-334. 

Минтранс собирается до конца 2013 года ликвидировать ограничения, препятствующие появлению «низкобюджетников». Например, разработан законопроект о продаже невозвратных билетов, который внесут в правительство в самое ближайшее время. Будут смягчены правила обеспечения полетов, в частности, необязательными станут бесплатный провоз багажа и предоставление пассажирам питания. Собственно, у региональных властей есть резон в развитии «социального» сектора авиаперевозок.

По словам Олега Пантелеева, отсутствие наземной транспортной инфраструктуры диктует необходимость применения авиатранспорта для решения даже самых тривиальных задач, таких как доставка продуктов питания. Но в этом сегменте все достаточно прозрачно и понятно: государство должно выполнять социальные функции. Если в бюджете есть деньги – значит, перевозки финансируются. И оценка экономической целесообразности не проводится, максимум осуществляется оптимизация с целью снижения издержек.

«Сегодня в этом направлении уже есть подвижки: создаются федеральные казенные предприятия, которые объединяют аэродромы и аэропорты на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в Сибири. Кстати, ФКП в Якутии функционирует успешно. Смысл этих ФКП – в доведении аэродромов до сертификационных требований, при этом без повышения тарифов. Сегодня разница между экономически обоснованными тарифами и действующими ставками может быть кратной, то есть в разы. К этой же истории имеет отношение и дотирование рейсов, выполняемых по местным линиям. Региональные власти оплачивают авиакомпаниям полеты с определенной частотой по некоторой маршрутной сети. У этой схемы есть разные вариации: оплата полетов либо субсидирование издержек. Но суть примерно одинакова: регион доплачивает за полеты, потому что кроме как самолетом или вертолетом добраться до многих населенных пунктов невозможно», - полагает г-н Пантелеев.

Все принимаемые и запланированные меры можно только приветствовать, но рукоплескать рано. «За здравие» в России начинается часто, а выходит чаще «как всегда».

Темы: Россия, Дальний Восток, Сибирь, Авиасообщение в России, Развитие регионов в России, Российские авиакомпании, Авиация
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Неизведанные Фарерские острова: уединенный рай на краю земли
Группа Тюленева «Сумерки пахнут чаем» (интернет-сингл)
Megalodont «Pseudo-environment»
«Пикник» показал, что будет с нами через 10 000 лет
Какая война ведётся против России на самом деле
E.S.T. «Russian Vodka» (CD + открытка, 2 наклейки и 2 медиатора)
«СЛОТ» 15 декабря, VK Stadium
Нацизм? Нет, не слышали: Украина отрицает преступления Второй мировой войны
iOSTRA «Меня не сломать» (интернет-сингл)
Стойкий, «наивная» и наглый клоун-попрошайка: как Меркель посетила Москву и Киев
Вызовы и угрозы безопасности: время жестких ответов
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.