Как наделать себе денег и не нарушить закон

Самый тихий и незаметный валютный крах в своей истории пережила на прошлой неделе глобальная экономика. 10 апреля на электронной бирже Mt.Gox в Японии обвалился курс биткойна. Событие заметили разве что СМИ, уделив странной валюте массу внимания, благодаря чему о ней начал узнавать и русский читатель.
Программный сбой привел к паузам в операциях, и испуганные держатели биткойнов кинулись избавляться от них кто во что горазд. Котировки валюты за какие-то шесть часов упали на 50%, с 260 до менее чем 130 долларов, и торги были приостановлены. Это событие уже прозвали «Великим Биткойновым Обвалом».
Название биткойна иногда переводят как «мелочь», хотя куда точнее и красивее каламбур с компьютерным привкусом – «бит-монетка». Придумал биткойн в 2009 году загадочный японский хакер Сатоси Накамото, которого никто никогда не видел. Подозревают, что за этим именем скрывается целый хакерский коллектив.
Каждый биткойн, как и все в виртуальном мире, – это скопление единичек и ноликов, кусок цифрового кода. Программа генерирует его не просто так, а решая сложные математические задачи с использованием криптографического алгоритма SHA-256.
Компьютер подставляет переменные в поисках определенного результата; при этом выполняются десятки и сотни миллионов операций в секунду. Если получен соответствующий алгоритму ответ, он проверяется всеми пользователями «биткойновой» сети, после чего программа создает новый блок «денежного» цифрового кода, а ее пользователь получает 25 биткойнов.
Процесс этот именуется майнингом (mining, добыча полезных ископаемых). Создавая новые биткойны, пользователь одновременно проверяет ранее созданные. По замыслу творцов валюты, это служит гарантией от «фальшивомонетничества» – создания дублирующих друг друга цепочек кода или биткойновых транзакций.
Алгоритм устроен так, что чем больше биткойнов сгенерировано, тем медленнее создаются новые, поэтому кто раньше начал, тот больше и быстрее добывал. Уже сейчас «эмитентам» приходится объединяться в группы по проверке цепей: работа одиночек становится все менее продуктивной.
Количество биткойнов конечно: их может быть «эмитировано» не более 21 миллиона. Сейчас их примерно 11 миллионов, и потолок будет достигнут где-то в 2140 году (правда, это при нынешних темпах создания). Уже есть проект дробления каждого биткойна на 100 миллионов частей, и тогда виртуальных денежных единичек-ноликов станет свыше двух квадриллионов. Хватит на всех.
Фанаты биткойна, сетевые жители с заметной анархической жилкой, очень им довольны. Ему не нужен единый эмитент, а его обращение не контролирует никакое государство с Минфином и ЦБ. Каждый сам себе банк – ни один кризис не страшен! Украсть биткойн невозможно. Блокировать биткойновую транзакцию очень трудно, при этом денежные переводы бесплатны и проходят всего за 10 минут. Все больше торговых точек охотно принимают биткойны к оплате, особенно в США. Веб-магазин Bitcoin, например, продаст вам все что угодно, а сайт Pizzaforcoins предлагает за биткойны пиццу.
Транзакции до ужаса прозрачны: за каждым биткойном тянется шлейф данных о его обращении, который можно проверить, если вы, например, вздумаете обменять биткойн на живые деньги на какой-нибудь бирже. Mt.Gox, которая на днях так оскандалилась, крупнейшая из них. По разным подсчетам, там обращается 80-90% всех биткойнов. На момент написания этой статьи общая стоимость биткойновой массы превышала 1,25 миллиарда долларов. Миллиард из интернета – сила!
Непонятно только, чем обеспечен биткойн, если не считать времени и электроэнергии, затраченных на создание кода. К тому же если есть биткойновые биржи – значит, курс все же кто-то регулирует. А у каждой биржи неизбежно имеется банковский счет, который, случись что, и отыскать недолго. Вот вам и первая болевая точка «неуязвимого и свободного» биткойна.
Кстати, свободой ему, видимо, осталось наслаждаться недолго. В 2011 году американские сенаторы Чак Шумер и Джо Манчин уже требовали от Вашингтона что-то сделать с оборотом биткойнов, которые так успешно уходят от контроля. А месяц назад Минфин США предложил ввести правила обращения виртуальной валюты. Среди прочего американцев беспокоит, что она с успехом ходит в «веб-зазеркалье» – анонимном сегменте Интернета Tor, где на «серой» торговой площадке Silk Road за биткойны спокойно покупают наркотики. Такие сделки не оставляют следов: транзакции хоть и прозрачны, но властям решительно ничего не говорят. А если кто-то вздумает покупать таким образом товары поопаснее – взрывчатку или плутоний?
Биткойн, кроме того, обнаруживает зловещие свойства «циклического пузыря», то растущего, то сдувающегося. По некоторым подсчетам, биткойновых спекулянтов втрое больше, чем генераторов, поэтому валюта росла в разы быстрее, чем объем транзакций. На заре существования, в 2010 году, «бит-монетка» стоила жалкие пять центов. Затем – бешеный взлет. Перед апрельским крахом (кстати, уже не первым) биткойн за какой-то месяц вырос в цене в пять с половиной раз – с 47 до 260 долларов.
Наметились и технические проблемы. Чем дольше ходят биткойны, тем длиннее и запутаннее хвост данных, который тянется за каждым из них, перегружая и замедляя всю сеть. Выходом из положения могут стать регулярные программные обновления, но тогда их должны устанавливать все и разом. Не исключено, что усложнение расчетных операций приведет к тому, что и «железо» у многих юзеров вскоре перестанет справляться с нагрузкой.
И еще на пятки биткойну наступают конкуренты-клоны, в частности, лайткойн (Litecoin), который, видимо, будет обращаться все на той же бирже Mt.Gox. А в мае на просторы интернета выйдет рипл (Ripple), создатели которого обещают сверхбыстрые денежные переводы – даже не за 10 минут, а за считаные секунды. Но чем больше станет виртуальных валют, тем меньше ясности и простоты останется в этой «монетарной системе».
Как не без ехидства подметил Economist, когда собственную интернет-валюту учредит мощная платежная система вроде Visa, а уж тем более какое-нибудь государство, всем этим самодеятельным «койнам» немедленно придет конец. Впрочем, это лишь подтвердит полезность идеи виртуальных денег, которым и положили начало биткойны, малопонятные кусочки цифрового кода.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Почему бы России ни начать первой делать виртуальные деньги?
Кто первый тот и сливки снял.