Бунт в госпитале: «европейским больным» надоело экономить

В этом году весна в Европе запоздала. Но в конце апреля она все-таки вступила в свои права, и разомлевших европейцев, как и положено, немедленно потянуло на всякие приятные безумства. Политикам тоже ничто человеческое не чуждо. И вот свежеиспеченный премьер-министр Италии Энрико Летта отправился в европейское турне, которое открыл встречей с президентом Франции Франсуа Олландом. Государственные мужи очень друг другу понравились, и быстро провозгласили общий ориентир - «поддержку роста экономики», каковую они будут общими силами пробивать на заседаниях Совета Европы в мае-июне.
Так Париж и Рим наконец-то объединились во имя оттепели, призванной поставить заслон холодным флюидам экономии, которые испускает из Берлина особняк Бундесканцлерамт. Еще в феврале, на закате премьерства Марио Монти такой итало-французский альянс против немецкого финансового диктата был невозможен.
Само собой, в «поддержке роста экономики» ничего плохого нет. Но в переводе с европейского новояза это означает не просто сохранение бюджетных расходов и закачивание денег в банки, а отказ от финансовой дисциплины. В итоге Евросоюз рискует вернуться туда, откуда он начинал борьбу с бюджетно-долговым кризисом, только с гораздо меньшим набором инструментов и ресурсов, и с населением, уставшим от фискальных качелей «налоги вверх, расходы вниз – налоги вниз, расходы вверх».
Франсуа Олланду, впрочем, деваться некуда. Мало того что он шел на выборы с неисполняемым обещанием завалить Пятую Республику деньгами, так и рейтинг у него сейчас рекордно низкий, и налоговые прожекты проваливаются. Кстати, в первом квартале во Франции заметно упало внутреннее потребление, которое обеспечивает 56% ВВП. Попробуй тут сэкономь.
Но если гордые французы уже год назад дали понять, что не желают хлебать пустой луковый суп по рецепту фрау Меркель, то фортель, который выкинула Италия, был, мягко говоря, неочевиден. Демократ Энрико Летта в минувшее воскресенье начал свое тяжело выстраданное премьерство довольно экстравагантно. Первым делом он освободил итальянцев от повышения налога на недвижимость и НДС в июне-июле. А казну он тем самым освободил от 6 миллиардов евро. Заботы Летты о кошельках итальянцев можно было бы только приветствовать, если бы он пояснил, чем компенсирует выпавшие доходы, и как он намерен выполнять конституционное правило о бездефицитных бюджетах, которое вступит в силу со следующего года (а равно и европейские фискальные нормативы.)
Ждать от Италии чего-либо, кроме дрейфа к банкротству, теперь трудно. Летта сколотил коалицию лебедя, рака и щуки. По-рыбьему холодный Марио Монти с его «Гражданским выбором» будет тянуть Италию в студеные воды экономии. Сильвио Берлускони, вцепившись клешнями в министров от «Народа свободы», попятится назад, к незаслуженно жирным бюджетам. А демократы Летты будут, все в белом, хлопать крыльями и изображать результирующую силу, пытаясь угодить всем партнерам сразу. Берлускони, кстати, больше всех преуспел в выжимании уступок: это под его давлением Летте пришлось отменять повышение налогов, иначе «Народ свободы» в коалицию бы не вошел.
Организация Экономического Сотрудничества и Развития немедленно призвала Рим одуматься и продолжить курс на экономию. В страхе худшая рецессия за двадцать лет, а промышленное производство падает уже двадцать один месяц кряду. По подсчетам ОЭСР, Италия закроет год с бюджетным дефицитом в 3.3% ВВП, и не уложится ни в свой собственный норматив (2.9%), ни в трехпроцентный стандарт ЕС. Ответ Министерства экономики был кратким: ни о каком пересмотре курса не может быть и речи.
Тут и сама Ангела Меркель не нашла, что возразить. Реакция германского канцлера на заявления правительства Италии прозвучала как-то даже примирительно: дескать, да, экономия и стимулирование роста необязательно противоречат друг другу. Само собой, немцы не захотели сразу ставить на место молодого и горячего премьера – изобразили европейскую солидарность. От поучений и ультиматумов Берлина итальянцы все равно никуда не денутся. Ясно, к кому Летта побежит, когда у него «вдруг» кончатся деньги – конечно, если у руля будет еще Летта.
И кроме того, кризис в еврозоне неожиданно начал приносить Германии приятные плоды. Чем дальше, тем больше спасение евроаутсайдеров перекладывается на плечи вкладчиков и рынков. А благодаря экономическому хаосу в южной Европе, немецкие долговые бумаги стали надежным защитным активом: как подсчитала страховая группа Allianz, с 2010 года доходность по десятилетним облигациям ФРГ упала вдвое, с 3.39% до 1.18%. Так что Германия экономит на обслуживании своего долга 67 миллиардов евро за несколько лет. Это поменьше участия Берлина в спасении евроаутсайдеров (которым на сегодня выплачено уже свыше 400 миллиардов евро помощи), но лучше чем ничего.
А пока что франко-итальянский праздник непослушания нашел поддержку и у президента ЕС Хермана Ван Ромпея, призвавшего немедленно поддержать рост и занятость (читай: тратить незаработанные деньги) и не увлекаться аскетизмом, поскольку, цитата, «после трех лет тушения финансовых пожаров терпение европейцев, страдающих от мер экономии, по понятным причинам истощилось».
Не сегодня-завтра такие же голоса будут задавать тон в Ирландии, Греции, Испании и Португалии, правительствам которых от оздоровления бюджетов пока деваться некуда, ибо именно на этом условии они получают спасительные европейские кредиты. По всему Старому Свету Первомай в этом году проходил под лозунгом «Долой меры экономии!». По Европе гуляет новое модное немецкое словечко, обозначающее слабейшие страны еврозоны - «kaputtgespart», что-то вроде «доэкономившиеся до капута». Словом, самое время вдохнуть широкой грудью свежий весенний воздух, и предаться очередным безумствам – тратить, тратить и тратить, забыв об осточертевшей бережливости.
Тем более что Европейский Центробанк пришел наконец на помощь со своими дешевыми деньгами – его, что называется, дожали. Ведомство Марио Драги, стойко державшееся десять месяцев, опустило наконец базовую ставку рефинансирования до очередного исторического минимума в 0.5%. Благо безработица в еврозоне перед этим поставила свой собственный рекорд, зашкалив за 12%, а инфляция немного снизилась.
Понижение ставки ЕЦБ, как водится, сопровождает заявлениями о «поддержке экономики», и все же зона единой валюты по-прежнему в рецессии. А средств в распоряжении регулятора остается все меньше: самое время подумать об отрицательной учетной ставке и о количественном смягчении а-ля Бен Бернанке, от которого Драги до сих пор упорно отказывался. Главное, чтобы инструменты у ЕЦБ не закончились раньше, чем «стимулирование роста» правительствами еврозоны обернется очередной угрозой крупного дефолта. Скажем, в Италии.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Смешно требовать от здорового и от покойного только одного, собственного каннибализма. Это что уже начали понимать всерьез???