]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика → Бизнес
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Город Моторов, который заглох навсегда

09:24 22.07.2013
, Владимир Панов
Вид Детройта. Фото с сайта detroityes.com
Вид Детройта. Фото с сайта detroityes.com

Как Детройт с его великим прошлым остался без будущего

«Когда «Дженерал Моторс» чихает, Америка простужается», – острили в Штатах еще недавно. Теперь, когда сам американский автопром хронически простужен, недуги знаменитого «Города Моторов» Детройта оказались и вовсе смертельными. 18 июля мегаполис объявил о разорении и подал иск о защите от кредиторов, которым причитается 18,5 миллиарда долларов.

Процедура банкротства застопорилась, не начавшись: муниципальные служащие попросили остановить ее, так как реструктуризация долга урежет им пенсии. Суд с ними согласился, но штат Мичиган оспорил иск горожан. И уже ясно, что крупнейшее муниципальное банкротство в истории США будет столь же долгим и драматичным, как и весь упадок Детройта.

Предложить альтернативу банкротству городские служащие не в состоянии, хотя именно их аппетиты во многом способствовали краху. Из 11 миллиардов необеспеченных обязательств Детройта 9 миллиардов составляют социальные выплаты армии чиновников. Муниципальные структуры еще пару лет назад поглощали аж 30% местной рабочей силы – втрое больше, чем автопром. Тратили они все больше, зато работали все менее эффективно.

Это чиновничье хозяйство десятилетиями цвело и ширилось под крылом эпического Коулмена Янга, действительного члена Демократической партии, а перед тем – тайного члена партии Коммунистической. Первый чернокожий мэр Детройта правил им с 1974 по 1994 годы и красноречиво звал самого себя, скажем так, «главным ублюдком», «Motherfucker-in-Charge» (это словечко Янг обожал). Это при нем великий город стал хроническим должником с постоянным дефицитом бюджета, и в 1992 году детройтские облигации впервые получили «мусорный» статус. Мэр благоволил не только прожорливому и коррумпированному чиновничеству, но и автостроительному профсоюзу UAW. Оно и понятно: в молодости Коулмен Янг был его активистом.

Красный профсоюзник во главе кузницы капиталистического автопрома? Ну-ну. У «Дженерал Моторс», в прошлом важнейшего работодателя Детройта, во всех США сейчас менее 69 000 работников. Зато она держит на иждивении до миллиона человек – это пенсионеры, профсоюзники, получатели всевозможных пособий и дивидендов и так далее. Один работающий джиэмовец, следственно, кормит еще 14 ртов. А виной всему – негибкие и разорительные трудовые соглашения, которые профсоюзы годами продавливали при поддержке властей.

Неудивительно, что перед банкротством, которое накрыло GM в 2009 году, концерн терял 1500 долларов на каждой машине. Парадокс: ему было выгоднее вообще не работать, тем более что конкуренты, японские «Хонда» и «Ниссан», зарабатывали те же полторы тысячи на каждом авто. Да и после реструктуризации GM профбоссы, поддержанные своим союзником Обамой, своего не упустили. Например, еще недавно концерн платил новым сотрудникам по 5500 долларов подъемных. Так сказать, «спасибо, что зашли».

А конвейеры с годами двигались все медленнее. В 50-е годы, в пору расцвета Детройта, здесь гудела дюжина автозаводов, и это не считая сотен предприятий по выпуску стали, химикатов, пластика и запчастей. Все они давали работу 10% детройтцев. Сейчас в отрасли заняты около 2%, а в городской черте остался один-единственный автозавод (компании «Крайслер»). У «Дженерал Моторс» тоже сохранилась фабрика, но ее мощности стоят на границе Детройта и соседнего округа, куда и утекает энный процент налогов.

Детройт пал жертвой своей функции супермоногорода и собственного могущества. Автопром США развивался такими темпами, что одни фирмы закрывались, не выдерживая конкуренции, а другие постепенно переводили сборку поближе к потребителям. Когда в конце 50-х грянула рецессия и спрос на машины рухнул, мощности Детройта оказались явно избыточными. Спад угробил целую плеяду сильных и слабых брендов – «Эдсел», «Студебекер», «Паккард», «Де Сото», «Континентал», «AMC»... Одним из первых (в 1956 году) в Детройте закрылся огромный завод «Паккарда», который и ныне зияет пустыми глазницами окон.

Дальше легче не становилось. В 1973 году автогигантов проверил на прочность топливный кризис. Чуть позже у «Большой Тройки» – «Форда», «Крайслера» и «Дженерал Моторс», – появилась новая головная боль в лице конкурентов из Японии. Отхватив кусок рынка, японцы быстро поняли: экспорта мало, собирать машины надо на месте. Их заводы строились, само собой, не в Городе Моторов, а в Теннесси, Алабаме и Кентукки, подальше от американских соперников. Понятно, что на благо Детройту все это отнюдь не шло. А довершил его разорение кризис 2008 года, обанкротивший GM и «Крайслер».

К тому моменту упадок и запустение города достигли катастрофических масштабов. Усилился отток населения. Охотнее всего уезжали белые – средний класс и квалифицированные рабочие. То было так называемое «бегство белых», «white flight», начавшееся еще в 60-х. Сейчас город населяют в основном чернокожие (83%), причем не самые благополучные: негритянский средний класс тоже разбегается. Сейчас 16% детройтцев нигде не работают. Аналогичный показатель по Америке в целом вдвое ниже.

Каждые 22 минуты один житель Города Моторов делает ему ручкой. В 1950-х годах здесь жили почти два миллиона человек. Сейчас тут обитают менее 700 000 человек, как сто лет назад. Жилье за последние три года подешевело на 35%. Пять домов владельцы даже выставили на продажу за один доллар – не хотите? Американцы не хотят. В городе-призраке можно снимать фильмы об апокалипсисе. Уровень преступности сопоставим с таковым в Венесуэле, Гондурасе и Тольятти 90-х годов: около 70 убийств на 100 000 населения. Что вполне закономерно: полиция прибывает на место преступления в среднем через час – матчасть изношена до предела. Со «скорыми» еще хуже: две трети медицинского транспорта встало на вечную стоянку.

Рецепт спасения для главного моногорода США никто пока не придумал, включая и звезду антикризисного управления Кевина Орра, который решает проблему с марта. Завалить город «глупыми» деньгами, как любят делать Обама и компания, ни федералы, ни штат Мичиган не спешат. 18 миллиардов – не шутка, да и выплатить долги – это полдела: Детройт надо как-то возвращать к жизни. Газеты рекомендуют продать остатки прежней роскоши – драгоценную городскую коллекцию картин Ван Гога, Дега, Матисса и Брейгеля. Десять лет назад все это стоило миллиард, сейчас – наверняка больше. Но эти деньги город просто-напросто проест.

Пустующие кварталы даже предлагали распахать под сельхозугодья, хотя непохоже, чтобы чернокожие обитатели «Мотауна» рвались за штурвалы тракторов. А самые смелые отцы города хотят создать в Детройте «инновационные центры» и «зоны предпринимательства», забыв, что мегаполис населен в основном пенсионерами автопрома и бездельниками, которым и уехать-то лень. К слову, 47% взрослых детройтцев функционально неграмотны: это как если бы их выперли из школы после шестого класса. Те еще инновационные кадры. Чудесная система образования Детройта с ее избалованными учителями, бастующими по поводу и без, сделала бы честь Центрально-Африканской Республике: там ровно такие же показатели грамотности.

Агония родины американского автопрома – грустный и поучительный пример моногорода, который чем крупнее становится, тем быстрее гибнет. От экономических бедствий, которых в США хватало, страдали все промышленные центры, однако рухнул только Детройт. В конечном итоге крупнейший индустриальный город крупнейшей экономики мира погубили самонадеянные и вялые концерны, неспособные городские власти и дремучая профсоюзно-чиновничья бюрократия. Его пример – другим наука?

Темы: Бизнес, Экономика
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 23.07.2013, 12:28
    Гость: Марксист

    "Наше учение правильное,потому что оно верное!" (Или наоборот?)

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 23.07.2013, 11:35
    Гость: злобный буржуин

    Ну да, точно. Какие паразиты эти профсоюзы - заставляют нормально платить рабочим за работу! Изуверы просто. Несчастным владельцам фабрик не хватает денег на амые элементарные нужды - ну там остров в Тихом окене прикупить или виллу в Калифорнии...

    Вот то ли дело в России - нормальных профсоюзов нет, можно платить копейки, а не нравится - пинком под зад и на улицу. Красота ж просто! И всем хватает - и на яхты, и на футбольные команды английские... Рабочим правда не хватает на еду, ну а нам, буржуинам, какое дело?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 23.07.2013, 11:31
    Гость: серг

    Когда К.Маркс писал свои опусы, на Земле проживало всего ОДИН миллиард едоков. Когда их стало два миллиарда (конец 20-х), в мире разразилась Великая Депрессия и понадобилась страшная Война, чтобы всех куда-то пристроить. Куда же сейчас девать 6 млрд?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 23.07.2013, 09:02
    Гость: в мацкве

    производства тоже не стало,одни офисы перепродавцов-спекулянтов и сфера услуг для всего собравшегося ворья.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 23.07.2013, 02:51
    Гость: абсолют

    И где ж такие "информацию" черпают... Я госслужащий, оклад у меня 4950.
    Стаж с 1996 года.
    Вместе со всеми гарантированными надбавками - около 14 т.р. По факту выходит 20-25 т.р. При объявленной зарплате в регионе 27. Не верю, но так позиционируют. Кто у нас выходил на пенсию - отказывались от пенсию госслужащего и брали социальную - она раза в 1,5 больше.
    Легко языком трепать, ничего не зная...
    Обещают поднять зарплату в 2,6 раза, но!!! К 2018 году. Тьфу.
    Уже в этом году треть разбежалась - а уходят не самые тупые, наоборот.
    Не, не будет здесь квалифицированной госслужбы, никогда.
    Такие, как я - сидят кто на кредитах, кто просто на ипотеке.
    Отдадут - и всё.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (39)
]]>
]]>
Выбор читателей
Кадры из видеотрансляции на официальном сайте президента Франции
Макрон заявил о готовности отправить до 50 тысяч военных на Украину
Единственный в РФ авианосец «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Чиновники переобулись: прививаться студентов не заставят, но и учиться не дадут
Как максимально быстро увлажнить сухую кожу в зависимости от ее потребностей?
Вячеслав Бутусов восхитился красотой московских рек
KOFE «Ты не узнаешь» (интернет-сингл)
Агорафобия: причины, симптомы, лечение и профилактика
Звёзды и молодые артисты зажгли на шоукейсе Top Hit Live!
«Скоро всей вашей Америке кирдык»: братья по полушарию готовят неприятный сюрприз для США
«Тайм-Аут» вынес приговор Майнкрафту с помощью «Буратино»
Илья Гращенков: «Ключевая проблема демографии – в качестве человеческого капитала»
«Колонна врага, идущая без опознавательных знаков и скрытая туманом, много опаснее открытого и явного врага»
Игорь Растеряев передумал петь о Владимире Путине
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.