Москва vs Пекин: торг только начался

Во время встречи премьер-министра России Дмитрия Медведева и главы правительства КНР Ли Кэцяна было подписано около двух десятков важных документов о сотрудничестве двух государств. В то время как торговля между странами переживает спад, Москва рассчитывает на серьезные денежные вливания Китая в российские высокотехнологичные проекты. В Поднебесной, как водится, больше всего заинтересованы в бесперебойных поставках наших энергоресурсов.
По сообщениям СМИ, Россия в этом альянсе все более напоминает сырьевой придаток КНР. Впрочем, не следует забывать, что и другие страны поставляют Китаю сырье и при этом придатками себя не считают. Тем не менее, по данным источников «Коммерсанта» в правительстве, за минувший год именно углеводороды составили подавляющую часть российского экспорта в КНР (почти 69%). Да и по итогам вчерашней встречи премьеров стало очевидным: Китай выдаст России десятки миллиардов долларов в виде кредитов, но, судя по всему, в обмен восточный сосед потребует прежде всего именно газ, нефть и прочее сырье. Как говорится, Пекин не подписывался быть «добрым дядей» и станет по привычке скрупулезно считать каждый цент.
Мнения экспертов о том, кому наиболее выгодно это сотрудничество – Москве или Пекину, – разделились. Как считает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев, ХХI век – век Азии. «Европа имеет слишком много проблем и вряд ли уже будет играть ведущую роль в мире, – говорит аналитик. – Под Азией я имею в виду не только Китай, но и Корею, и другие страны. Ясно, что в итоге они образуют единую экономическую зону. Туда войдут все страны, кроме Японии».
Завязать наш сырьевой экспорт на Азию, как когда-то на Европу, – это принципиальная задача, отмечает Разуваев. Но, по его словам, к сожалению, процесс идет слишком медленно. «Пока по-настоящему получается только у «Роснефти». У компании давняя история сотрудничества с китайцами: они кредитовали «Роснефть» еще на покупку Юганска в декабре 2004 года. Скидка по цене является разумной при выходе на столь перспективный рынок», – подчеркивает эксперт.
Действительно, пока убедительнее всего выглядят соглашения между «Роснефтью» и китайскими компаниями CNPC и Sinopec CNOOC. Глава российской нефтяной компании Игорь Сечин сообщил журналистам: их не должны волновать денежные вопросы, размер эффективной ставки по выданным партнерами кредитам или вероятных скидок на сырье, так как «платить будет не «Роснефть». Впрочем, цену вопроса не уточнил ни он, ни его коллега из CNPC.
Однако уже по первому контракту «Роснефти» и «Транснефти» с CNPC о поставке 300 миллионов тонн нефти до 2013 года стало понятно: точки зрения партнеров на стоимость транспортировки черного золота разнятся. Китайская сторона недоплачивала российским компаниям больше года, пока они не пошли на уступки в виде страновой скидки в полтора доллара за баррель. Это притом, что китайцы требовали скидку до 10 долларов за «бочку», но согласились на это предложение лишь из-за «арабской весны».
По словам профессора кафедры социального страхования и страхового дела Академии труда и социальных отношений, доктора экономических наук Андрея Гудкова, естественно, от нефтяных и газовых контрактов больше выигрывают китайцы. «Энергетическая проблема в Китае стоит в полный рост и уже просто давит. Нефть, которая никогда не отличалась высоким качеством, там практически закончилась. Уголь в Китае добывают только бурый. Но каждая тонна угля обходится Поднебесной в 18 человеческих жизней. Энергетика опирается на бурый уголь, который является страшнейшим загрязнителем окружающей среды. Нередко в Пекине наблюдается смог, так вот это из-за угля».
Эксперт считает, что энергетика стала фактором, сдерживающим рост китайской экономики. В КНР вынуждены строить атомные станции, а это, как известно, один из самых дорогих источников энергии с точки зрения стоимости ввода в действие. Получив же газ, Поднебесная во многом решает эти проблемы.
«Главный вопрос в том, что прописано в контрактах, – говорит Гудков. – Если в контракте сказано, что мы тянем ветку до границы и получаем за это деньги, – это одно дело. В этом случае мы проигрываем. Если в контракте прописано наше право на газораспределительные сети и участие в оплате потребителем полученного газа, то это победа. В течение 30 лет можно было бы не беспокоиться за будущее нашей страны. Но я опасаюсь, что речь идет о первом варианте, тем более что в основном в контрактах говорится о кредитах в обмен на сырье».
Наблюдатели отмечают, что Китай вскоре может стать самым большим потребителем энергии в мире. Причем, судя по тому, что неоднократно заявляло местное руководство в разные годы, ставка будет делаться на газовую энергетику.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев в беседе с обозревателем KM.RU оценил перспективы российско-китайского сотрудничества:
– Китайцы сейчас идут по пути развития общества потребления. Причем по этому же пути развития идут Индия, Пакистан и ряд других стран региона. Поскольку ближайшим соседом Китая, который продвинулся на этом пути дальше всех, является Южная Корея, то можно сказать, что структура и уровень энергопотребления на душу населения в Китае после завершения перемен будут примерно равны Южной Корее. В этом случае Китаю понадобится 2 триллиона кубометров газа в год. Это притом, что общий мировой спрос на газ составляет 3,3 триллиона кубометров газа в год. Напомню, традиционно в Китае преобладала угольная энергетика.
Китайцы очень много сделали, чтобы захватить источники газа по всему миру. Они провели огромную работу в Средней Азии и фактически контролируют сейчас запасы газа Туркмении. Также китайцы подхватили газовую составляющую Ирана после того, как было введено эмбарго, профинансировали это, как обычно, и очень серьезно связали кредитами иранское руководство. Таким образом, они получили источник газа, который, по общепринятой позиции, считается вторым в мире после России. Третьим серьезным источником должна была стать Россия, и вот здесь как раз возникли трения относительно определения цены на энергоносители. Вопрос не решался долгое время из-за того, что рынок газа в последние годы, во многом благодаря сланцевой революции, был рынком покупателя, то есть и цены, и условия диктовал покупатель. Предложение газа на рынке значительно превышало спрос. В последние несколько месяцев ситуация изменилась: с конца лета рынок стал рынком продавца, то есть потребление газа в мире превысило предложение.
– Дмитрий Медведев надеется, что Россия скоро начнет и поставки российского газа в КНР. Однако «Газпром» и CNPC уже несколько лет не могут договориться о цене поставок...
– На фоне растущего спроса позиции «Газпрома» и России в целом в переговорах с Китаем сильно укрепились. В этой связи китайцы смягчили свою позицию и заключили соглашение о ценах, которые более комфортны для России. Но и здесь китайцы не преминули всучить кредит под поставки сырья, которые они так любят выдавать. Кредитами им удается связывать партнера, поскольку кредит выдается на очень льготных условиях и перекредитоваться бывает практически невозможно. Но Россия – не Туркмения и не Иран, и связать ее кредитами вряд ли получится. Тем не менее, китайцам жизненно необходимо иметь источники энергии, иначе им придется остановить экономику, и они сделают и делают для этого всё. Собственно, важно продавать энергоносители и для России, поскольку они являются, к сожалению, основной частью бюджета.
Кредитами нас не проймешь: на сегодня Россия является одной из самых кредитоспособных стран в мире. Так что в первом раунде мы, возможно, победим.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Представляю,чего там ДАМ наподписывал со своими "эффективными" мене-
джерами.А где это девушка почерпнула про 18 горняков на тонну?Значит,
китайцев уже нет?Или "эффективные" менеджеры и арифметику Магницкого
уже реформировали?!
прохожий 2-Все у нас в России есть и ресурсы и люди.Заводов фабрик и промышленности нас лишили.Так же нет науки и хорошей учебы и здравоохранения и много еще чего.Работа для молодых только в охране,хотя Вы все это знаете.
Ворованный лес, электричество по 1,5 рубля, нефть по 60 (?) зелёных за бочку. Теперь и дешёвый газ. (((
Не было бы дешёвого сырья из России - не было бы экономической сверхдержавы - Китая. Ворованный Мы сами себе вырастили опастного геополитического конкурента и продолжаетм его укеплять.
Пустили козла в огород. Все, кранты Сибири и Дальнему Востоку.