Крым – наш, и Север будет наш

Вслед за Крымом российское правительство решило обратиться к другим территориям, которые, конечно же, наши, но не все пока с этим согласны. Арктика на ближайшие годы становится местом, где сосредоточатся значительные геополитические интересы России. И здесь сражение предстоит посерьезнее: это не Крым, который, по совести, и Украине не особенно был нужен. На доминирование в Арктике, помимо нас, претендуют США, Канада, Норвегия и Дания. Положение осложняется тем, что до сих пор четкие границы там не определены, да и моральных оснований для претензий не то чтобы меньше, но звучат они уже не так убедительно.
Президент Владимир Путин, находясь под впечатлением от недавних побед в Крыму и общей политической нестабильности в мире, выступая на Совете Безопасности, потребовал от коллег быть бдительными. В Арктике. «В этих условиях мы обязаны принять дополнительные меры, чтобы не отстать от партнеров, сохранить российское влияние в регионе, опережать наших партнеров. Нужно повысить качество государственного управления, выработки решений. Для этого – создать единый центр ответственности за реализацию арктической политики», – сказал президент. Ну, в общем, как говорится, было бы министерство, а деньги найдем. Собственно, отдельное ведомство по развитию Дальнего Востока у нас есть. Специально обученные присматривать за Крымом люди тоже нашлись, отчего бы и для Арктики особую структуру не создать? Тем более что развиваться там планируется сразу в двух направлениях: военно-политическом и финансово-экономическом.
С финансово-экономическим все более-менее понятно. Углеводороды на шельфе. Дело нужное, и если не начать разрабатывать, то, по крайней мере, застолбить за собой все наиболее интересные участки необходимо. Например, два подводных хребта – Ломоносова и Менделеева. Территории спорные, для международного сообщества наш приоритет не очевиден; впрочем, Владимир Путин ничего хорошего от них и не ждет. Например, участок континентального шефа в Охотском море площадью 52 000 квадратных метров дипломатам удалось отстоять. «Точно так же наши эксперты должны действовать и при проведении двусторонних и многосторонних консультаций с правительствами приарктических государств. Отстаивать каждый участок континентального шельфа российской части Арктики, морские акватории», – отметил он.
На всякий случай, коротко о том, за что предполагается биться. По оценкам Геологической службы США, неразведанные традиционные запасы нефти и газа в регионе составляют приблизительно 90 миллиардов баррелей нефти, 1,669 триллиона кубических футов природного газа и 44 миллиарда баррелей газоконденсатов. Это около 30% от общего объема неразведанных запасов природного газа, 13% от общего объема неразведанных запасов нефти и 20% от мировых запасов газоконденсатов. Куш солидный.
Но, видимо, то ли наш президент не особенно доверяет убедительности сотрудников МИДа, то ли считает, что «доброе слово и кольт всегда лучше, чем просто доброе слово». А поэтому в Арктике будет наращиваться военная группировка. Собственно, еще в конце прошлого года министр Сергей Шойгу пообещал, что уже в 2014 году в Арктике появятся собственные войска. Часть аэродромов уже приведена в боевую готовность, а ВМФ и ФСБ планируют создать единую систему базирования кораблей.
И нельзя сказать, чтобы это было необоснованно. После памятной экспедиции во главе с полярным исследователем и депутатом Артуром Чилингаровым в Арктику активно потянулись вроде бы дремавшие до этого конкуренты. Только в прошлом году собственные учения провели канадцы, а норвежцы пригласили партнеров по НАТО, чтобы отработать высадку десанта в условиях крайне низких температур. Ну и еще: не так давно прозвучали заявления, что неплохо бы передать Арктику под международный контроль: экология под угрозой, а недавние атаки «Гринпис» на «Приразломную» автоматически вынуждают перейти точку невозврата.
При этом не стоит забывать, что у России есть одно очевидное преимущество в Арктике, с которым придется считаться всем: это атомный ледокольный флот, напоминает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. «Россия находится на первом месте в мире по общему количеству ледоколов – 37 штук. У ближайших конкурентов, Швеции и Финляндии, их всего по семь штук, у Канады – шесть, у США – только пять, а у остальных стран – и того меньше», – отмечает эксперт.
Независимый эксперт Дмитрий Адамидов напоминает, что к 2025 году завершится масштабная разведка запасов углеводородов на шельфе и станет понятно, насколько они велики и перспективны. Но даже в случае высоких результатов риски остаться в проигрыше существуют. «Как показал опыт аналогичных проектов на Сахалине, сама по себе добыча нефти и газа может территории ничего особо полезного и не дать, если государство не будет стимулировать развитие не только коммерческой, но и социальной составляющей, а кроме того, не будет строго следить за экологией. В отношении Арктики последнее особенно важно, имея в виду уникальную экосистему и масштабы реализуемых проектов. В принципе, нефтегазовые проекты должны позволить стране заработать деньги, за счет которых возможно развитие социальной сферы региона и даже покрытие значительной части затрат на обеспечение национальной безопасности. Но как оно получится в реальности – сегодня этого не может сказать никто», – отмечает эксперт.
Освоение новых территорий потребует значительных средств. И Арктика, прежде чем даст заработать, потребует серьезных вложений. А значит, придется договариваться. «Россия, вероятно, будет сотрудничать с Норвегией, что нивелирует сопротивление других участников разработки шельфа. С финансовой точки зрения освоение Арктики – это дополнительная нагрузка на бюджет в не лучшее время, но привлечение иностранных партнеров должно решить и эту проблему», – считает директор аналитического департамента компании United Traders Михаил Крылов.
Впрочем, Дмитрий Лукашов уверен, что нам придется обходиться своими силами. «Получение иностранных инвестиций может быть затруднено из-за различной позиции относительно некоторых арктических территорий. Совокупная сумма средств в российском Резервном фонде и Фонде будущих поколений достигает 190 миллиардов долларов. Даже небольшой их части хватит на первоначальное освоение Арктики. После этого проекты выйдут на самоокупаемость. В принципе, масштабные инвестиции нужны лишь для добычи углеводородов. Рыболовство можно развивать имеющимися средствами. Северный морской путь из стран Юго-Восточной Азии в Европу может стать вообще условно бесплатным проектом, если таяние льдов в Арктике продолжится теми же быстрыми темпами», – полагает аналитик.
В общем, чего говорить, дело стоящее. Если уж не получается слезть с нефтяной иглы, следует хотя бы позаботиться об увеличении емкости шприца. Ведомство, скорее всего, создадут. Программу по развитию этих территорий уже прорабатывают и запустят с 2017 года. Пугает другое: уж слишком широко шагаем. Сначала – Крым, теперь вот – Арктика. Дальше – Луна?..
Комментарии читателей Оставить комментарий
Но только не под международный контроль - что Российское то и надо отстаивать, это для будущих поколений надо будет
заткнись и не пиши больше!
Такие дыры вообще. Крым - таймыр. Боинг. Уже говорят в китай летает. Летать бесплатно будем. А деньги будем за танцы платить. Как только приспичит.
Хорошо сказано! Новым поколениям тоже надо трудиться на благо нашей Родины, а для этого нужна идеология патриотизма.
наше национальное достояние.
Мясо, правда, вонючее, но шкуру снять вполне можно. Опять же волосы.