Остановиться на краю: резервы российской экономики пока не исчерпаны

«Ситуация в экономике непростая, но она не критическая», - эта фраза российского президента, произнесенная на открытии совещания по проекту бюджета на 2016 год, просто обречена стать крылатой.
Отдельный вопрос - с положительным ли знаком.
Оценка спорная, поскольку сама планка критичности ситуации в экономике властью, экспертным сообществом и простыми гражданами понимается совсем не одинаково. Кому жемчуг редок - кому каша постная.
Тем не менее, о «некритичности» ситуации в российской экономике Владимир Путин рассказал тем, от кого ее качество и зависит. А это уже несколько иная история. Это уже не мнение, не оценка. Это установка.
«Нам нужно принять выверенные, правильные решения, которые имеют своей целью укрепление экономического потенциала страны. Для этого у нас все есть», — подтверждая нашу догадку, сказал Владимир Владимирович. Никаких сомнений: собравшиеся на совещание должны «кровь из носу» добиться приемлемых макроэкономических показателей, не смея отныне кивать на внешнюю конъюнктуру. Ведь «для этого у нас все есть». Ключевое - «у нас». То есть здесь. В России.
Установка дана, теперь страна, сжав кулачки, будет ожидать, что же там насчитает государственная бухгалтерия на год грядущий. Вера в чудесное прозрение элит - важный фактор общественного спокойствия, кредит народного доверия еще далеко не исчерпан. Печально известные события в соседней Украине опять же показали даже отъявленным скептикам, как опасно бывает торопиться с радикальными решениями.
Не эта ли почти мистическая материя веры и надежды в итоге и станет надежным залогом удержания России от краха? Ведь понятно, что «бухгалтерия» все насчитает как раз-таки предсказуемо, доложит президенту в стиле «мы сделали все от нас зависящее» и выдохнет. Минфин вообще не слишком склонен к сентиментальности - говорит, как видит. И ничего не боится.
Но одно обстоятельство должно, как представляется, тревожить даже их. Вера и терпение - категории пусть относительно «растяжимые», но вместе с тем конечные.
В беседе с обозревателем KM.RU политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин разделил о умеренный оптимизм российского президента:
- Можно действительно согласиться именно с такой трактовкой ситуации в российской экономике. Она тревожная безусловно, но все же не критическая. Полагаю, что в устах Путина такая оценка связана с тем, что за последние несколько месяцев власть существенно пересмотрела свой взгляд на перспективы российской экономики.
Раньше превалировала точка зрения, что кризис в целом падение цен на нефть в частности носят временный характер. Мы помним это заявление Владимира Путина о «двух годах низких цен на нефть», которые безболезненно проскочим на имеющихся резервах, а потом они вновь поднимутся. Была иллюзия, что удастся повторить опыт 2008-2009 годов, когда действительно падение продолжалось где-то около года, после чего цены на сырье, а вместе с ними и остальные макроэкономические показатели снова пошли вверх.
Сейчас власти понимают, что низкие цены на нефть - это уже всерьез и надолго, на что косвенно указывает и анонсирование снятие санкций с Ирана и ряд других существенных факторов. Аналитики, представляющие серьезные международные структуры, дают неутешительные прогнозы, что низкие цены на нефть продержатся ближайшие лет 10-15. То есть мы вступаем в эпоху куда более низких, относительно сытых нулевых годов, цен на нефть, соответственно и рассчитывать на наполняемость бюджета за счет этой статьи уже не приходится. Отсюда и тревожность.
Что же касается критериев критичности ситуации, то здесь у России есть определенная подушка безопасности в виде резервов, которые составляют на сегодняшний день в совокупности чуть менее 10 миллиардов рублей. Но самое главное - еще где-то год тому назад Путин дал понять элитам, что из этих фондов деньги не будут расходоваться на поддержку разного рода инфраструктурных проектов, а ведь именно они до сих являлись серьезной коррупционной подкормкой для элиты.
Такой подход, пусть жесткий, но вынужденный, дает нам все основания соглашаться с тем, что ситуация в экономике, при всей своей сложности, в критическую стадию не перейдет.
Вообще, сейчас у России есть в запасе 2-3 года, чтобы выработать оптимальную долгосрочную модель существования экономики, социальной сферы и всего прочего на ближайшие 10-15 лет в условиях низких цен на нефть. Накопленные к сегодняшнему дню резервы этому помогут.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Не надейся, не в наше время
Ме кажется, печатание денег - просто продлит агонию. Коллапс наступит не в один момент, а допустим, за пол года. В результате за 1 зеленый будут давать стотыщ рубликов... Это не выход.
Радует только то, что после любого спада идет подъем.
У власти должны стоять ответственные, умные и экономически образованные люди. Надеюсь, такие когда-нибудь к власти придут.
Тут четко написано "в 1920-е гг", а вовсе не "в 1920 году". Имеется ввмду ВСЁ десятилетие.
Так что, у нас есть только два варианта: полный крах экономики, либо высокая инфляция, но без краха. Увы, но так устроен мир. И хватит надеяться на то, что произойдёт какое-то чудо, что экономика вдруг сама собой начнёт исправляться, - нужно просто ВСЕМ включить мозги и здравый смысл.
Двух-трех лет у нашей страны точно нет: при нынешней кредитно-денежной политике нашего Центробанка (отказ от расширения денежной базы, то есть, отказ от печатания денег) вся экономика схлопнется максимум за один - полтора года. Чудес на свете не бывает: если совокупные долги (более 40 трлн. рублей на сегодняшний день) многократно превышают всю денежную базу в стране (около 8 трлн. рублей) при спаде экономической деятельности, то такое состояние финансовой сферы ОДНОЗНАЧНО можно трактовать как гигантскую финансовую пирамиду типа "МММ". Так что, всё должно очень быстро рухнуть, как и любая финансовая пирамида. Это будет состояние коллапса всей финансовой системы страны. Но этого можно избежать: надо расширить в ближайшие год-два-три денежную базу (то есть, количество наличных денег в обращении) с нынешних устаревших 8 трлн. рублей до примерно 150 - 200 трлн. рублей. Конечно же, инфляция будет заметно выше, чем сейчас. Но это ЕДИНСТВЕННОЕ условие, при котором краха экономики можно гарантированно избежать. Если деньги не печатать вообще, как ведёт себя Центробанк сейчас,то крах в экономике наступит стопроцентно!!! Никакого "дна" при такой политике не будет. Мы будем падать до тех пор, пока экономика не превратится в руины. "Дно" же сформируется лишь тогда, когда будет включен печатный станок.