]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика → Политэкономия
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Будущее украинской промышленности: где оно?

10:28 24.06.2016
, Николай Коринь
Фото с сайта odnarodyna.org

Единственное конкурентное преимущество Украины – не научные разработки, а дешевая рабочая сила

Петр Порошенко хочет превратить Украину в значимого игрока на мировом рынке авиации. Об этом он заявил во время празднования 70-летия завода имени Антонова и добавил, что «наконец-то украинская власть повернулась лицом» к коллективу предприятия.

Президент напомнил о договоренностях с Саудовской Аравией и Азербайджаном по экспорту украинских самолетов и технологий их изготовления. В планах Киева выйти на авиационные рынки Турции, Индии и других азиатских стран.

«Поверьте мне, это только начало», - пообещал П. Порошенко.

Реальность пока никак не согласуется с праздничными пожеланиями президента, а, главное, остается загадкой, как гипотетическая кооперация с азиатскими странами согласуется с западным внешнеполитическим курсом Киева.

Заезженная пластинка

Более того, Украина на полном серьезе предлагает США организовать совместную разработку и производство аналога российского двигателя РД-180, который используется для американской ракеты-носителя «Атлас-5». Ранее замглавы Пентагона Роберт Уорк посчитал, что для его создания понадобится не менее 6 лет, а член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин и вовсе придерживается мнения, что легче с нуля создать новую ракету-носитель с новым двигателем. В принципе, этим американцы и занялись, правда самостоятельно, без украинских коллег.

Впрочем, умы киевских чиновников не только витают в облаках и бороздят просторы вселенной, но и не забывают о вполне приземленных вещах. Например, глава Минэнерго Игорь Насалик ожидает прихода в отечественную угольную отрасль инвесторов из Китая и Турции, а военные эксперты анонсируют создание очередного нового украинского танка, «сравнимого с танками нашего вероятного противника».

Для развития промышленности Минэкономразвития стало создавать в стране индустриальные парки. Замглавы министра Юлия Ковалив уверяет, что голландская компания CTP, специализирующаяся на строительстве промышленных объектов, готова инвестировать в один из таких парков под Львовом до €80 млн. Но, анализируя амбициозные планы Киева, невозможно отделаться от мысли, что все это уже было и старая пластинка заиграна до дыр.

Летом прошлого года Киев уже обещал довести выпуск самолетов на многострадальном «Антонове» до 50, а затем и до 200 машин в год. С помпой подписывались международные меморандумы, делались громкие заявления, а по факту оказалось, что Украина после поставки нескольких опытных образцов продаст всем желающим советские технологии авиастроения. То есть за очень скромную плату поможет создать авиационную отрасль в Саудовской Аравии, Турции и других странах, которые могут заинтересоваться разработками советских времен.

В сентябре прошлого года украинские СМИ сообщали, что компания Boeing будет покупать ракеты и двигатели, разработанные КБ «Южное» и произведенные на отечественном «Южмаше». Информация оказалась уткой, а американцы позже с удивлением опровергли эти сообщения и заявили, что ни о каких конкретных договоренностях во время экскурсии по днепропетровскому заводу речь не шла.

В 2014-м президент Американской торговой палаты на Украине Бернард Кейси пообещал «поднять украинские технологии до мирового уровня, создать десятки тысяч новых рабочих мест». Речь шла даже не об индустриальных парках, а об аэрокосмических центрах в Киеве, Харькове, Днепропетровске и создании «аэрокосмической долины» в Днепропетровской области.

Список обещаний совершить промышленный рывок в будущее можно продолжать, но фактически все происходит ровно наоборот. «За два года после майдана объемы промышленного производства упали примерно на 30%, а в ключевых отраслях, например, машиностроении, падение выше 30%», - приводит статистику экс-министр экономики Украины Виктор Суслов.

Уже потеряны самые высокотехнологичные отрасли

На третий год так называемого реформирования страна почти полностью выпала из мировой кооперации. Товарооборот с другими странами неуклонно падает, за 2013-2015 гг. сократился почти в два раза. По данным НБУ, за первые 4 месяца этого года экспорт с Украины снизился еще на 15%, а импорт на 10,5%. Причем главным образом меньше покупать украинских товаров стали в США (-40,5%) и в России (-39,5%). Ухудшилось и негативное сальдо внешней торговли: если за январь-апрель прошлого года оно было на уровне -$1,017 млрд., то в этом году уже -$1,09 млрд.

Но самое печальное даже не это. На фоне чиновничьих разговоров о самолетах и космической долине экономика Украины становится все более примитивной. «Мы стали сырьевой страной. Это беда. Фактически мы продаем зерно, металл и так далее», - признает премьер-министр Владимир Гройсман. В структуре украинского экспорта стабильно растет только одна группа товаров – продукты сельского хозяйства, главные из которых зерно и подсолнечное масло.

За последние два года в экспорте доля аграрной продукции выросла с 28,8% до 41%. Как оказалось, это еще не предел, по итогам первых 4 месяцев 2016-го она достигла 45,9%! То есть почти каждая вторая гривна от украинского экспорта приходится на сельское хозяйство.

Ровно обратная ситуация с промышленностью. Если в 2013 году ее продукция обеспечивала почти четверть экспортной выручки, то сегодня продукты индустрии, основой которой является машиностроение, занимают всего 15% от украинской продукции, продаваемой за границу. А поскольку объем экспорта третий год к ряду падает, то в абсолютных величинах все еще хуже.

Пока П.Порошенко завоевывает мировые рынки авиастроения и вырывается в лидеры космической отрасли, за 2013-2015 гг. продажи украинских промышленных товаров, химии и машиностроения в другие страны упали в 2,3 раза (с $14,4 млрд. до $6,2 млрд.) и продолжают снижаться.

«Уже потеряны самые высокотехнологичные отрасли промышленности. Тот же “Южмаш” стоит, связанные с ним в кооперации десятки предприятия тоже остановились. То есть космической отрасли в Украине, считайте, уже нет. То же происходит с авиацией, в оборонно-промышленном комплексе», - подчеркивает В. Суслов.

Венгерские утюги вместо украинских самолетов

Главная причина смерти украинской индустрии – разрыв экономических связей с Россией и другими странами СНГ. Элементарный анализ Соглашения об ассоциации Украины с ЕС показывает, что в Евросоюзе украинскую промышленность точно не ждут.

После подписания «документа-приговора» ее агония может продлиться еще какое-то время, но отсутствие заказов уже повлекло за собой свертывание производства и потерю квалифицированных кадров. Система их подготовки уже разрушена, потому на смену им уже никто не придет.

Основные фонды безнадежно стареют. Реальные инвестиции в промышленность за последние два года, по данным бывшего первого вице-премьера Украины Сергея Арбузова, упали на 47%! «Поэтому перспектива реанимации высокотехнологичных отраслей очень сомнительна», – считает В. Суслов.

Какую продукцию машиностроения реально экспортирует сегодня Украина, наглядно показывают данные таможенной статистики. В первом полугодии наиболее востребованным украинским «высокотехнологичным» товаром стали изолированные провода, кабели и другие электропроводники.

Основные рынки сбыта – Германия, Польша и Венгрия. По данным президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, цветные металлы для их производства закупаются в России.

На втором месте с большим отрывом идут продажи турбореактивных двигателей и газовых турбин, которые покупают в основном Россия и Индия. Сегодня эта группа занимает 9% в структуре сильно похудевшего машиностроительного экспорта, тогда как в 2013 году она была 15,2%.

На третьем месте электрические аппараты. В основном это бытовая техника, которую собирают на Западной Украине по давальческим схемам из привозных иностранных запчастей и увозят назад в Венгрию, Голландию, Германию.

Следующая группа – насосы, которые покупают Россия, Беларусь и Китай. Замыкает экспортную пятерку телевизионная аппаратура, собираемая по давальческим схемам для стран ЕС.

Не трудно увидеть, что европейское будущее украинского машиностроения – это не авиапром и космос, а простейшая сборка бытовой техники по давальческим схемам.

Единственное конкурентное преимущество Украины в Европе – это не научные разработки, а дешевая неквалифицированная рабочая сила. П.Порошенко продолжает говорить о самолетах, вместо того чтобы публично признать очевидные факты.

Темы: Украина, Ситуация на Украине, Мировая промышленность, Мировое сельское хозяйство, Европейский союз (ЕС), Петр Порошенко
Источник: Одна Родина
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 27.06.2016, 20:23
    Гость: Да

    Возможно, Вы правы. Работы сейчас в любой отрасли, связанной с обороной, много. Некогда людям "ошиваться по форумам"...Сегодня был в ЦЭНКИ (по своим делам) (космическая инфраструктура, бывшее хозяйство Бардина) - зашиваются люди. Катастрофически не хватает квалифицированных специалистов. Готовы даже брать опытных конструкторов не совсем по профилю...

    А тут якобы целый доктор о Крыме нудит безостановочно..

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 27.06.2016, 07:04
    Гость: Alex202

    Он не убежит. Даже у очень ленивого аспиранта никак не может быть такого количества свободного времени. Он здесь безвылазно. Сочинил себе легенду и выпячивает начиная с ника. Так что как типаж - дутый.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 26.06.2016, 20:07
    Гость: Да

    Жена ушла, говоришь? Ватники житья не дают..один кот остался...жильё в самом паршивом округе Москвы..денег не хватает.. умный говоришь? :)
    ---
    Ты уж это, определение тогда, что ли, меняй.. умный - это такой одинокий неудачник..

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 26.06.2016, 17:46
    Гость: Московский д.ф.-м.н. Патриот России и Враг ватников

    Уж как Кремль эффективно Алтай использовал!
    Впрочем, скоро отдаст китайцам...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 26.06.2016, 17:45
    Гость: Московский д.ф.-м.н. Патриот России и Враг ватников

    \ А уж докторов разных наук сколько видел...встречал и умных
    А уж сколько я ватников повидал и все они придурки!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (53)
]]>
]]>
Выбор читателей
Путин подписал указ об утверждении основ государственной языковой политики
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
Кто убил киевского диверсанта?
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Нам повезло с эпохой: мы видим жесточайший конфликт внутри гегемона современной эпохи»
Механический пес (Дельфин) «Розовый 505,85 nm» (компакт-кассета)
Александр Проханов. «Херсонскому миру» — нет!
Тайная цель Ирана в Карабахской войне
«Либералы сдирают с России кожу, думая, что под ней откроется хлюпающая плоть. Но открывается новый, грозный, со множеством сверкающих граней кристалл Государства Российского»
Электропартизаны «Шум Земли»
Как оставаться здоровым? Просто пейте воду
Включай микрофон! «10 лет без симфонического оркестра»
Созвездие N «Химия» (интернет-сингл)
E.S.T. «Терапия для души» (CD + открытка + 2 наклейки + медиатор)
Кинопремера «Субстанция»: ожиданье неминуемой примерки маскарадного мяса
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.