Рискнут ли с фондом риска?

Вчера о национальном проекте по развитию животноводства только говорили, сегодня уже видны первые результаты.
- Еще весной на этом поле собирались сеять ячмень, а тут национальный проект, причем, реальный, вот я и ухватилась за это, - говорит Вера Васильевна Титирко, фермер с почти пятнадцатилетним стажем. Рядом с дорогой, ведущей в поселок Матвеев Курган, буквально за несколько дней бригада смонтировала каркас фермы, предназначенной для высокоудойного стада. Коровы приедут из Германии, также как и доильное оборудование.
- Если бы не задержки с кредитом, - говорит Вера Васильевна, - я бы уже давно в Германию съездила, полный курс обучения прошла.
Но решение всех проблем - вопрос дней. Развернувшуюся стройку своими глазами увидел не только министр, но и директор Ростовского филиала ОАО «Россельхозбанк» Юрий Волохонский.
Действительно, с оформлением документов возникает много волокиты: привезет заемщик необходимые бумаги, оказывается, нужна еще одна. Привез и ее, появилось новое указание. Вера Титирко надеется, что очередной «заход» окажется последним, кредитная линия будет открыта, и начнется настоящая работа, о которой мечтала много лет, и рядом с ее селом Рясное будет стоять новый комплекс с современным оборудованием на 500 дойных коров.
- У нее энергии на двоих хватит, за дело можно не беспокоиться, - уверен глава Матвеево-Курганского района Александр Криворотов.
Но если у одних это самое дело спорится, то у других дальше разговоров не пошло. На совещание в Неклиновский район были приглашены руководители предприятий, которые подали заявки на участие в национальном проекте. К сожалению, половина из них до сих пор не заключила договоры с банками о том, что под их бизнес-планы будут выданы кредиты. Ведь деньги предполагается вложить большие, только одних субсидий на Ростовскую область Федерация выделила больше ста миллионов рублей. И субсидии придут только под реальные проекты, под гарантии банков. Да, много бумаг, много волокиты. Но стоит задача не просто раздать деньги, чтобы они растворились в «черной дыре», а проконтролировать каждый рубль, при том, что он в обязательном порядке будет израсходован по прямому назначению.
Казалось бы, все уже расписано в национальном проекте, есть определенные шаблоны, действуя по которым, можно преуспеть - и кредиты получить, и субсидии. Но может, психология людей пока не перестроилась, не стоит в банки длинная очередь за кредитами.
Очень точно охарактеризовал наметившуюся тенденцию глава Неклиновского района Александр Геращенко:
- Может случиться, что сегодня много хороших идей попросту умрут, потому что у людей, которые рвутся их осуществить, не хватает залоговой базы. Вот казачье хозяйство «Бизон» горит желанием построить крупный животноводческий комплекс. Средства нужны большие. А залог-то требуется вдвое больше. Вот на этом все и закончится. А у другого - есть имущество, но он ни рисковать, ни суетиться, ни укрупняться, ни развиваться не желает, довольствуется тем, что есть. Вот при таком раскладе можно недополучить от самого национального проекта всего, что могли бы. Значит, и нам надо искать какие-то пути решения. К примеру, создать свой фонд для предприятий, которые входят в разряд повышенного риска. А почему нет? Тем более что все бизнес-планы можно элементарно просчитать, взять под особый контроль.
О том же говорили и главы сельских поселений. Зажиточные крестьяне с кредитами связываться не желают, у бедных нет залоговой базы. Можно, конечно, учиться отдавать долги на самых мелких кредитах, на тех, что доступны, что по карману. Личному подсобному хозяйству взять кредит в 30 тысяч, тому же казачьему хозяйству взять четверть из того, что планировал.
Как решится дилемма? Захочет ли кто-то рисковать деньгами для тех, с кого трудно спросить? Поднимется ли без этого малоимущего слоя все село? Ведь как раз малоимущие и составляют его большинство. Время покажет. Пока оно работает на тех, кто не сидит, сложа руки. g
Наталья Нарсеева
Неклиновский и Матвеево-Курганский р-ны
Комментарии читателей Оставить комментарий