Эротизм эпохи Ренессанса

Как опубликовано в итальянских газетах, великим Леонардо да Винчи было написано два варианта "Джоконды" - второй портрет Моны Лизы, на котором даже воспроизведена знаменитая загадочная улыбка, является копией первого, только… обнаженной.
На картине, известной как "Мона Ванна", учеником Леонардо Андреа Салаи в 1515 году изображена нагая женщина, выставляющая напоказ свой бюст. Однако американский искусствовед Дэвид Браун, куратор отдела итальянского Ренессанса в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, утверждает, что это полотно - пикантную пародию - Леонардо собственноручно написал по заказу Джулиано де Медичи, а картина Салаи - всего лишь копия.
Исследователи давно признавали, что загадка "Моны Лизы" кроется в эротическом подтексте картины. Но кому или чему может женщина так улыбаться? Скопировал ли Салаи свою "Мону Ванну" у учителя или нет, сам факт ее существования говорит о том, что эротическая тема занимала центральное место в живописи начала XVI века. Именно тогда стало модно украшать частные владения картинами, написанными маслом. Одни из первых произведений такого рода - "Леда и лебедь" кисти Леонардо да Винчи, уничтоженная, скорее всего, за откровенность и дошедшая до нас лишь в виде копий, и, возможно, утраченный оригинал его "Моны Ванны" - если придерживаться мнения, что полотно Салаи - всего лишь копия.
Что же средневековые любители искусства хотели видеть на картинах, которые они заказывали живописцам? Безупречную перспективу или мастерски выписанные детали? Возможно. А может, дело обстояло проще: им хотелось повесить у себя дома эротическую картинку.
Масляные краски начали применяться в живописи в XV веке, и оказалось, что это великолепный инструмент для изображения человеческого тела. При помощи масляных красок можно было создать эффект присутствия и осязания. Художники научились будить в зрителях плотские чувства.
В "Спящей Венере" Джорджоне (около 1509 года) нет ни капли духовности, одно лишь томление плоти. Картина "Юпитер и Ио" Корреджио (около 1532 года) просто возмутительна: нагая нимфа, повернувшись к зрителю спиной, отдается богу, перевоплотившемуся в облако. Корреджио изобразил соитие в фантастической форме: мягкое серо-голубое облако обволакивает белую плоть нимфы.
Эротизм этих картин не случаен. Он отражает их стиль и назначение. Это первые картины, главной идеей которых является техника, чувственная сила масляной краски. Это картины, знаменующие отход живописи от ее религиозных и других функций и провозглашающие ее, прежде всего, источником наслаждения. А наслаждение от созерцания "живой" краски тесно связано с другими удовольствиями. Нигде это не выражено так ярко, как в мифологических картинах Тициана, которые были настолько популярны, что сам художник и его ученики были вынуждены тиражировать их. Известно 30 современных Тициану копий его "Венеры и Адониса".
В 1837 году герцог Камберлендский подарил Национальной галерее в Лондоне пять картин, заметив, что не стоит показывать их публике. Дирекция музея согласилась с этим замечанием, и до начала нашего столетия они висели в кабинете директора. До 1929 года картины, среди которых копия утраченного холста Леонардо да Винчи "Леда и лебедь" (около 1529 года), даже не упоминались в каталоге музея.
В XX веке живопись Ренессанса стала своего рода убежищем от непристойностей современного искусства. Изображения Венеры считаются теперь платоническими фантазиями. Мы перестали называть вещи своими именами и уже не прячем картины Возрождения, просто не хотим видеть их откровенного эротизма.
Комментарии читателей Оставить комментарий