Буренки устремились в небеса

Чья бы корова мычала... В селе Холмогоры эта присказка имеет особый смысл. Еще бы! Небольшой райцентр Архангельской области, в своей бурной истории успевший побывать под юрисдикцией Вологды, был и остается центром распространения холмогорской породы скота.
В былые годы местный племзавод «Холмогорский» и несколько приравненных к нему по статусу элитных животноводческих хозяйств продавали за пределы области по 2000 буренок ежегодно. В 1990-е, правда, элитные коровушки долгое время оставались невостребованными, а сам племзавод чуть не обанкротился. И лишь в последние год-полтора ситуация стала выправляться. Нынче холмогорские животноводы сумели-таки продать примерно 250 буренок.
Одна такая коровушка «с родословной» стоит 15 тысяч рублей. Кроме Архангельской области, холмогорских буренок привечают как на Вологодчине, так и на всем Северо-Западе. И все же основная часть «экспортируемых» коров попадает в далекую Якутию. Я, когда первый раз услышал это, долго не мог поверить - какое может быть животноводство в условиях вечной мерзлоты? Но в местной администрации подтвердили - действительно, отправляем коров в Якутск. Причем с большим почетом. Как правило, на... военно-транспортных самолетах.
Отдельные холмогорские рекордсменши в год дают до 12 тысяч килограммов молока. Но средние удои по району составляют не более 3600-3700 килограммов. Это практически идентично среднему показателю по Вологодской области. Хотя чему удивляться? В холмогорских колхозах агрономами и животноводами работают, как правило, нашенские выпускники молочнохозяйственной академии!
Да и вообще, о Вологодчине в Холмогорах знают не понаслышке. Сюда постоянно приезжают наши профессора и специалисты по обмену опытом, районная газета «Холмогорская жизнь» уже давно дружит с вологодским «Маяком», а дорогу Архангельск - Москва здесь исстари называли вологодской. Хотя напоминаний о том, что в екатерининские времена пусть ненадолго, но Холмогоры принадлежали Вологде, местные краеведы не любят. «Это еще надо разобраться, кто кому подчинялся, - спорят они, - мы вам, или вы Архангельску!» Правда, все эти эмоциональные доводы разбиваются одним наглядным аргументом - посмотрите на герб Холмогор. В его верхней части хорошо знакомая нам «рука в облаке». Всего пять лет входили Холмогоры в Вологодское наместничество, но геральдическая память об этом теперь сохранится навечно.
Впрочем, повернись колесо истории немного по-другому, и мы бы граничили сейчас не с Архангельской, а с Холмогорской областью. Старинный город, основанный гораздо раньше своего северного соседа, долгое время был административным, культурным и церковным центром обширной Двинской земли. Здесь располагалась «штаб-квартира» местных воевод, было открыто мореходное училище и построены судоверфи. После учреждения Холмогорской епархии по всему Придвинью началось активное возведение храмов и церквей... И все же более выгодное географическое положение Архангельска со временем подкосило могущество Холмогор. Сначала в быстро развивающийся портовый город переехали торговые конторы, а вслед за ними и чиновничий люд.
Тем не менее именно Холмогорам было доверено встречать царственных особ. Одни венценосцы приезжали сюда по доброй воле, других привозили чуть ли не в кандалах. Злую шутку сыграла мадам история с потомками Петра первого, который дважды в свое царствование посещал Холмогоры. В ноябре 1741 года в Петербурге был совершен дворцовый переворот. На трон взошла Елизавета Петровна, а правнучатые племянники Петра и их родители оказались под стражей. Полуторагодовалого «императора» Иоанна Антоновича и его четырехлетнюю сестру Екатерину вместе с принцессой-правительницей Анной Леопольдовной около года держали в Риге. Потом отвезли в Холмогоры и поместили в тюрьму, специально оборудованную в архиерейском доме. Повзрослевшего Иоанна Антоновича в 1764-м убили в Шлиссельбуржской крепости, а «разжалованная» царская семья провела на Севере почти 40 лет и лишь при Екатерине II смогла уехать в Данию.
Кстати, Екатерину Великую поминают в Холмогорах не самыми добрыми словами. Но вовсе не за присоединение города к Вологодскому наместничеству. Дело в том, что зерновые культуры давали на двинских землях не слишком богатый урожай. Часто случались голодные годы. И в середине своего царствования Екатерина распорядилась пропагандировать среди крестьян экзотический тогда овощ - картофель. Делать это надлежало мягко, расхваливая перед населением достоинства «второго хлеба». Но власти на местах, как всегда, перегнули палку и стали насаждать картофелеедство под страхом наказания батогами. Тут же распространился слух, что овощ ядовит (особенно потому, что непривычный к картошке люд ел не клубни, а зеленые шишечки на ботве), и по деревням прокатились картофельные бунты...
Но этот случай единичный и для Холмогор нехарактерный. Во-первых, население здесь всегда мирно уживалось с властями, тем более, что на Севере практически не было крепостничества, и крестьяне всегда оставались свободными, что способствовало тяге к знаниям и процветанию наук. Не случайно, что именно в деревне Мишанинской, в непосредственной близости от Холмогор, родился будущий светоч российской науки Михайло Ломоносов.
Возможно, гены учености имеют способность передаваться по наследству. А как иначе объяснить тот факт, что именно среди холмогорских студентов наиболее велик процент будущих аспирантов и диссертантов! Даже духовные лица высокого ранга, попадая на Двинскую землю, имели обыкновение заниматься научными изысканиями. Особенно на этом поприще прославился архиепископ Афанасий, возглавлявший Холмогорскую епархию в конце XVII столетия.
Афанасий сочинял научные трактаты, собственноручно написал пособие по фармации, а на архиерейской колокольне оборудовал астрономическую обсерваторию и с помощью «окозрительной трубы» по ночам наблюдал за небесными светилами.
Именно при Афанасии на Севере начались систематические наблюдения за погодой и специально нанятые писцы (далекие предки нынешних синоптиков) старательно фиксировали направление ветра, высоту снежного покрова, количество ясных дней в году. Говорят, что просвещенный архиепископ первым предложил окольцовывать перелетных птиц для исследования путей их миграции и даже заказал на свои деньги несколько сотен тонких медных колец. Но по известной расейской безалаберности заготовленные метки не то были украдены, не то потеряны, и птичий эксперимент не состоялся...
Зато, в отличие от научного прогресса, на административном поприще Холмогорам сопутствовал регресс. Пережив период упадка в XIX веке, в первые годы Советской власти Холмогоры утратили не только статус города, но и уездного центра. Несколько десятилетий окрестные земли входили в состав Емецкого района (кстати, именно в Емецке родился поэт Николай Рубцов), и только в 1959 году все вернулось на круги своя.
Ныне Холмогоры являются типичным районным центром сельского типа, в котором проживают 5 тысяч человек. Центр села застроен традиционными для Севера двухэтажными деревянными зданиями. Но есть и современные кварталы с пятиэтажками. Благоустроенных улиц мало, деревянные тротуары повсеместно сгнили и зияют опасными для ног прохожих дырами. Весной и осенью повсюду море грязи.
Удивительно, но до последнего времени в богатых историческим наследием Холмогорах не было краеведческого музея. Немногочисленных туристов везут через реку в трансформировавшееся из деревни Мишанинской село Ломоносово, где демонстрируют деревянный одноэтажный дом-музей Михайлы Васильевича. Главными архитектурными достопримечательностями Холмогор считаются не очень хорошо сохранившийся (и это еще мягко говоря) Спасо-Преображенский собор и деревянное здание на набережной, в котором в 1937 году, по пути на Северный полюс, пять дней квартировала экспедиция во главе с И.Д. Папаниным.
Наравне с буренками холмогорской породы еще одной визитной карточкой села являются изделия народных промыслов. Издавна в долгие зимние вечера холмогоры занимались резьбой по кости, используя моржовые и мамонтовые «заготовки». Ныне в селе Ломоносове действует небольшое косторезное училище, готовящее достойную смену нынешним знатным резчикам. Правда, теперь вместо моржовых бивней мастера все чаще используют... коровьи кости.
В следующем году село отметит маленький юбилей. 80 лет назад в Холмогорах началось строительство мини-электростанции. Но первые 200 «лампочек Ильича» по 16 вольт каждая загорелись в Холмогорах только осенью 1923 года. Причем главным электрификатором архангельской глубинки являлась специально «выписанная» из Вологды бригада электриков во главе с неким Никитиным.
...Из Холмогор в Архангельск я возвращался на рейсовом автобусе. Перед небольшим «ПАЗиком», припаркованным у деревянной автостанции, собралась толпа в сто с лишним человек. Сначала в автобус пускали пассажиров с указаниями мест на билетах, потом со «стоячими» местами, затем с «посадочными» записками от кассира, далее по блату вошли знакомые водителя, а потом стали запускать и остальных - кто втиснется. Наконец похожий на вспученную консервную банку «ПАЗик» медленно тронулся в путь. И в этот момент мне, стиснутому со всех сторон человеческими телами, почему-то с завистью представился военный транспортник, на котором с комфортом (в отдельных стойлах) в солнечный Якутск отправляется очередная партия холмогорских буренок...
Холмогоры - Вологда
Комментарии читателей Оставить комментарий