МОНСТРЫ АТАКУЮТ

Недавно Брянский краеведческий музей отметил свое 80-летие. Но за пышными отчетами и поздравлениями как-то растворилась реальная картина современной жизни нашего областного древлехранилища, давно уже больше известного как пристанище выставок всевозможных "монстров тропиков" и сантехнических изделий. Взгляд посетителей, торопящихся отведать бесплатного майонеза на очередной презентации, не задерживаясь, скользит по полутемным, гулким от безлюдия залам краеведческой экспозиции...
Интересно, какой видится эта картина изнутри? Об этом мы беседуем с ведущим научным сотрудником Геннадием ПОЛЯКОВЫМ.
- Геннадий Петрович, вы проработали в музее больше 20 лет. Как можно было бы охарактеризовать его сегодняшнее положение?
- В конце 80-х годов наш музей по всем основным показателям прочно входил в число лучших региональных музеев Советского Союза. Но после распада СССР наступил новый этап нашей истории, который можно назвать периодом застоя и постепенного регресса. К сожалению, он продолжается и по сей день.
- Это, конечно, связано с проблемой финансирования...
- Да. Государство практически прекратило финансирование музея. До недавнего времени оно выплачивало, да и то нерегулярно, лишь зарплату работникам. Но это, можно сказать, объективная причина. Были и субъективные. После ухода на пенсию прежнего директора Людмилы Осипенко, справившейся и с переездом музея в новое здание на площади Партизан, и с созданием интереснейшей для того времени экспозиции, на эту должность выбрали Владимира Алексеева, у которого совсем не было опыта административно-хозяйственного руководства. Тем более в непростых условиях перехода к рыночной экономики.
- Теперь-то опыт наверняка появился. Вон сколько коммерческих выставок организуется в музее...
- Так называемая "коммерческая деятельность", развернутая нынешней администрацией музея, особых доходов ни государству, ни тем более музейщикам не принесла. В отличие, надо сказать, от предпринимателей. А ведь при грамотном хозяйствовании у нас могли бы появиться деньги для финансирования музейной деятельности. Сейчас практически не выделяются средства на научно-исследовательскую работу, на закупку новых экспонатов... Деньги, отпускамые управлением культуры, идут на развитие экспозиций лишь пары "престижных" музеев области (Брянский областной краеведческий музей имеет в своей структуре 15 филиалов. - Д. К.), куда возят высоких гостей. Да что там говорить, можно было бы просто отремонтировать здание на площади Партизан. Фасад к праздникам еще латают, но вы загляните за угол - там же страшно смотреть на стены! Трудно даже вспомнить, когда работал кондиционер. Испорченный и полуразобранный, он стоит в подвале, а в помещении зимой арктический холод. Экспонаты из-за скачущих температуры и влажности просто разрушаются! Я уж не говорю про вечно текущую крышу. Басссейны, что у входа в музей, давно превратились в мусорные ямы...
- Но если коммерческие выставки не приносят музею прибыль, зачем с ними связываются?
- Все дело в плановых показателях. Управление культуры до сих пор спускает в музеи области цифры: обязательное годовое количество посетителей и сумма полученного от них дохода. По этим показателям начальство и судит о музейной работе, а заодно и о компетенции нашей администрации. Пусть даже посетители шли на выставку-продажу камней или поглазеть на восковых уродцев. Есть вал - значит, музейная работа на высоте.
- Но ведь музей действительно работает! Благодаря ему даже новые книги по истории Брянщины появляются. Сравнительно недавно вышла книга "Тютчевский Овстуг"...
- ...написанная директором Алексеевым. Правильно. На средства управления культуры только его труды и выходят. Другие же сотрудники должны издаваться за свой счет. Если есть, конечно, такая возможность. Так что настоящая издательская деятельность нашего музея давно замерла. Уникальные материалы 2-й международной научной конференции им. Заверняева "История и археология Подесенья" - кстати, единственного периодического форума историков братских народов России, Украины и Белоруссии - так и лежат по вине администрации музея неизданными с 1997 года. Из-за этого провалилась организация уже двух очередных форумов - 1999 и 2001 годов, что, естественно, подрывает доверие серьезных ученых к Брянску, но облегчает жизнь нашего музейного руководства. Еще дольше, с 1996 года, дожидаются своего часа материалы весьма неординарной для нашего "сухопутного" города конференции, посвященной 300-летию российского флота и роли Брянщины в его становлении.
- Но есть же еще и новые туристические маршруты, разработанные музеем...
- То, что основа процветания музеев как на Западе, так и в России, - туризм, в наше время является аксиомой. Даже в Брянске действуют два десятка турагентств, которые организуют и проводят автобусные экскурсии по историческим и памятным местам города и области. В нашем же краеведческом музее, который этим должен заниматься по определению, всего пять человек участвуют в этом процессе. Не говорю уже об одном-единственном допотопном автобусе. А ведь за счет сдачи коммерсантам в аренду помещений и при помощи брянских властей можно было бы расширить свой автопарк или заключить выгодные постоянные договоры с транспортными, туристическими агентствами. У нас почти 40 научных сотрудников, подавляющее большинство которых без ущерба для основной работы могли бы проводить в месяц по десятку экскурсий по новым, не "заезженным" маршрутам.
- Что же мешает этому? Опять отсутствие средств?
- Гораздо больше мешает позиция администрации музея. Если сотрудники начнут получать деньги за экскурсии, то их заработок может превысить зарплату нашего руководства. То есть действует принцип "собаки на сене". Кстати, по той же причине музейщики жестко привязаны к своему рабочему месту - что называется, от звонка до звонка вынуждены сидеть там с 9 до 17.45. Разрешение на подработку и работу по совместительству в рабочее время (опять же повторюсь: не в ущерб своим основным обязанностям) зависит исключительно от благоволения администрации к конкретному работнику. А между тем в школах города введен новый предмет "История Брянской области". Участие в его преподавании музейных работников, обладающих необходимыми знаниями и педагогическим образованием, оказание ими методической помощи учителям было бы явно не лишним. Однако позиция администрации непоколебима: заработать не дадим! И совсем уж смешно выглядит то, что она и свои деньги не желает поберечь.
- То есть?
- Большинство научных работников, в том числе, наверное, и наши начальники, покупают необходимую для работы литературу за свой счет. В системе народного образования на это худо-бедно выплачиваются пособия. Что мешает получать их и нам?
- Но учителя-то получают по федеральному закону...
- Вполне может быть и местное решение. Достаточно постановления областной Думы. Но для этого необходимо хотя бы поставить эту проблему перед вышестоящим начальством. Музейная же администрация просто боится его тревожить - как бы чего не вышло. За что, кстати, на хорошем счету у местных властей. Впрочем, из-за боязни начальства не решаются не только материальные, но и моральные вопросы. Поощрения за действительно плодотворную работу почетным званием, например, можно дождаться разве что перед выходом на пенсию, да и то не каждому.
- Жизнь не стоит на месте. Может быть, и дела музея изменятся в лучшую сторону. Как вы думаете, какие перспективы его ожидают?
- Честно говоря, никаких перспектив в ближайшее время не просматривается. Отсутствует реальная научная концепция развития, продуманная и утвержденная ученым советом музея. Да и сам-то совет, этот коллегиональный орган управления научной работой, фактически давно прекратил свою деятельность, оставшись лишь на бумаге. Честно говоря, я даже забыл, когда он собирался в последний раз. Хотя не удивлюсь, если в музейных отчетах он фигурирует до сих пор.
В ближайшем будущем все силы и средства Брянщины будут направлены на престижный литературно-мемориальный музей Тютчева в Овстуге и отчасти на музей Толстого в Красном Роге. Конечно, это весьма благородное дело, но Брянская земля славна не только этими двумя поэтами. Одной лишь военно-исторической тематике можно было бы посвятить целый музей. Ведь Брянск на протяжении веков был не только мощной порубежной крепостью Руси, но и арсеналом. Когда-то любой брянский школьник знал: каждая третья русская пушка в Бородинской битве носила брянское клеймо.
- Но, может быть, заезжему немецкому туристу приятнее будет взглянуть на памятник Тютчеву, воспевшего красоты Германии, чем, к примеру, на знамена Брянского или Севского полков, взявших в 1812 году приступом Кенигсберг... И все-таки, Геннадий Петрович, чтобы перспективы у Брянского краеведческого музея появились, какие проблемы надо решить в первую очередь?
- Пристойно отремонтировать стены и крышу, облагородить подступы к музею. Заняться вплотную отоплением и вентиляцией, хотя бы ради спасения раритетов. Кардинальным образом обновить экспозицию, чтобы она отвечала современным требованиям. Для того чтобы музей превратился наконец-то в настоящий научный, воспитательный и методический центр, ему необходимо собственное мини-издательство, оснащенное ризографом. И, наконец, нужна реорганизация структуры музея.... Главное же - желание что-то изменить.
Комментарии читателей Оставить комментарий