От креста не зарекайся

За нами щелкнул замок, и, ступив всего несколько шагов, мы оказались в исправительной колонии, в совершенно ином мире, который живет по правилам, для нас непонятным и даже неизвестным. Мы - это священник, трое певчих церковного хора и журналист.
Но вот, пройдя всего несколько сот метров, мы поднимаемся на второй этаж административного здания и, переступив порог одной из комнат, попадаем... на волю. Здесь замечательная домовая церковь с настоящим иконостасом. Церковные подсвечники, богослужебные книги на аналое, купель для крещения - все близкое и понятное. Мы на воле, потому что территория храма - территория свободы. Не потому ли тянет сюда тех заключенных, которые внутренне это чувствуют?
Они стояли вдоль стены храма, по-тюремному молча и дисциплинированно. Они обращались к священнику так, как, очевидно, принято за колючкой: "Можно спросить?" И все-таки зеки знали, что для батюшки они такие же люди, как и свои прихожане. Знали, потому что священники вологодского храма святителя Николая во Владычной слободе уже довольно давно посещают исправительную колонию в поселке Паприха Грязовецкого района. Для них, для преступников, поет маленький, но настоящий церковный хор, для них батюшка привез Святые Дары, он будет сегодня причащать тех, кто к этому готов, а исповедаться могут все. За них и вместе с ними священник молится, всем дает приложиться ко кресту...
Странное, кажется, дело - крест на зоне. Как будто пересекаются два исключительно разнородных и даже непримиримых мира - преступный и церковный. Но... что тут непримиримого?
Что есть крест? Символ страдания. Но крест - также символ спасения. А колония? Место исполнения наказания, то есть место страдания. Но пребывание здесь может так сильно впечатлить, что человек никогда уже больше не захочет тюремной баланды, освободившись, "завяжет", и его судьба будет изменена. Получается, что крест (страдание и спасение) не только не чужероден здесь, но даже, напротив, он - очень выразительный символ зоны.
Эти несвободные люди пришли в храм по своей свободной воле, они могли бы провести время иным разрешенным способом. Все точно так же, как и по другую сторону колючки: одни телевизор смотрят, другие в церкви молятся. Почему эти зеки, в основном довольно молодые, пришли именно в храм? Это личная тайна каждого.
Вместе с заключенными мы выходим в коридор, батюшка начинает исповедь, и теперь к нему заходят по одному. Зеки обращаются ко мне, им хочется про амнистию поговорить, разговор завязывается. Рассказывают, что, когда приезжает священник (примерно два раза в месяц), в храм приходит до 20-30 человек. Работающие специально берут отгул. Бывает возможность и в одиночестве здесь помолиться. Один из зеков говорит: "У иного, может быть, атомная война в голове, а придет сюда, помолится и выходит уже гораздо спокойнее".
Я слушаю их и думаю про себя: "Вот вам и амнистия". Не говорю этого вслух, чтобы за издевательство не приняли, потому что им больше всего хочется внешней свободы. Но если бы они вообще не ценили свободу внутреннюю, то и на исповедь не пошли бы. Ведь исповедь - это в своем роде духовная амнистия. Человек освобождается от накопившихся грехов, они перестают давить, терзать и разлагать его душу. Его наказания, его страдания смягчаются. Убедившись в этом здесь, на зоне, они, может быть, и освободившись будут жить, понимая, как страшен грех. Надежда есть, гарантий нет.
Разговаривая с ними, я прямо-таки нутром чую, что нормальные это мужики, неплохие, никакие не "отбросы общества". А потом понимаю, что ведь это именно те, которые выбрали храм. Они - самые духовные здесь. Зверье в церковь не пойдет.
Мы вместе с зеками идем на беседу, которую подготовил для них батюшка. Вижу, что нам одинаково интересно слушать священника. Как сложится их судьба? Впрочем, почему их? Как сложатся наши судьбы?
Комментарии читателей Оставить комментарий