Кaзaxcтaн переводит иностранные рейсы в Acтaну, тypбизнес ждет спада

АЛМА-АТА/АСТАНА (Рейтер) - Власти Казахстана решили обязать иностранных авиаперевозчиков перевести рейсы в столицу Астану из популярного международного авиаузла, деловой столицы Казахстана Алма-Аты. Казахстанские туроператоры заявили об угрозе спада в отрасли.
В ноябре 2004 года Минтранс предложил иностранцам летать в Астану, что встретило недоуменную реакцию авиакомпаний: увеличение числа посадок и удорожание билетов может отпугнуть пассажиров.
В среду источник в Минтрансе сказал Рейтер на условиях анонимности, что правительство обязало зарубежных авиаторов изменить маршрутную сетку уже к 1 сентября.
По мнению Казахстанской Туристической Ассоциации (КТА), в результате иностранные авиакомпании могут перевести бизнес в Бишкек, Ташкент и даже в более отдаленный Баку.
"Для сотен тысяч алма-атинцев перелет к местам отдыха и деловых поездок через Астану приведет к резкому удорожанию авиаперелетов (на 30-40 процентов). Для семьи среднего достатка из четырех человек такое увеличение стоимости авиабилетов на дешевый курорт в Турцию или Эмираты полностью исключает возможность качественно отдохнуть на море", - говорится в пресс-релизе КТА.
"Велика вероятность того, что крупные международные авиакомпании, утратив доходы от полетов в Алма-Ату, вообще прекратят свои полеты в Казахстан".
По сведениям директора туристической компании Central Asia Tourism Corporation Фолке фон Кноблоха, немецкая Lufthansa уже сократила количество полетов с семи до пяти.
"Lufthansa заявила, что если ей будет запрещено летать в Алма-Ату и все рейсы будут перенесены в Астану, то, вероятно, они вообще прекратят свои полеты в Казахстан", - сказал он на брифинге в Алма-Ате.
КТА, созданная в 1999 году по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, объединяет 424 туристские фирмы Алма-Аты, или 60 процентов всех туроператоров страны.
По мнению турбизнеса, открытие прямых регулярных рейсов иностранных авиакомпаний в Казахстан было главным фактором, обеспечившим рост отрасли.
"Мы оцениваем рынок иностранных туристов в 30.000 человек. Будем считать, что мы потеряли порядка $30 миллионов только из-за неправильной политики в области авиаперевозок... Мы потеряем доходы от 60.000 алма-атинцев, которые улетают за рубеж", - сказал замдиректора турфирмы ХанТенгри Даурен Валиев.
Расположенная в предгорьях Алма-Ата с точки зрения туризма привлекательнее расположенной в центре бескрайней казахской степи Астаны. Из Алма-Аты легко добраться до высокогорного озера Иссык-Куль в Киргизии, до популярных у альпинистов пиков Тянь-Шаня и даже до Ташкента. Кроме того, под Алма-Атой расположен крупный горнолыжный курорт.
ЭЙР АСТАНА
Туроператоры уверены, что перевод рейсов в Астану экономически не обоснован.
"Это является ущемлением интересов глобальных авиакомпаний, а также ведет к созданию барьеров для развития рыночной экономики", - считает исполнительный директор КТА Рашида Шайкенова.
"Аэропорты соседних государств сегодня более привлекательны для транзитных авиаперевозок из Европы в Азию. Аэропорт Ташкента обслуживает один транзитный рейс за $3.000, в то время как аэропорт Астаны предлагает эти же услуги за $8.000", - сказала она.
В 15-миллионном Казахстане работают Luftgansa, KLM, British Airways, Asiana, Turkish Airlines, China Southern Airlines, Iran Air, Pakistan International, перевозчики из стран СНГ - казахстанская Эйр Астана, российские Трансаэро, Красэйр, Пулково, украинская UM Air, государственные авиакомпании Туркмении, Узбекистана и Таджикистана.
Практически все совершают рейсы из 1,2-миллионной Алма-Аты, до 1997 года - столицы государства. Население Астаны - порядка 500.000 человек, а за рубеж из столицы летают лишь Трансаэро и Эйр Астана.
Несмотря на критику со стороны президента Назарбаева, казахстанское чиновничество предпочитает проводить выходные в комфортабельной и теплой Алма-Ате, нежели в расположенной в холодной степи столице.
Правительство обещало "не заставлять" авиаперевозчиков чаще летать в Астану. Но в феврале 2005 года Назарабаев, лично открывая построенный на кредит правительства Японии международный терминал в столичном аэропорту, заявил, что аэропорт передается в управление авиакомпании Эйр Астана. В капитале Эйр Астана 51 процент принадлежит правительству Казахстана, а остальное - британской BAE Systems.
Эйр Астана намерена пополнить свой авиапарк, состоящий из 11-ти Boeing и Fokker еще семью "боингами", потратив на них $160 миллионов. Правительство обещало помочь ей в этом.
Фаворит правительства обслуживает наиболее выгодные маршруты, которые до своего банкротства эксплуатировала госкомпания Эйр Казахстан. В конце 2004 года в парламенте Казахстана звучала критика в адрес Эйр Астана, которую обвинили в подавлении конкуренции в секторе авиаперевозок. Компания отвергает эти обвинения.
"В глазах мирового сообщества это выглядит примерно как протекция со стороны государства интересам одной компании, имеется ввиду аэропорта города Астаны и Эйр Астаны, в ущерб интересам других компаний", - сказала Шайкенова.
Власти объясняют повышенное внимание к Эйр Астана стремлением стимулировать формирование в Казахстане мощного национального авиаперевозчика.
Комментарии читателей Оставить комментарий