Поступки других осуждают только те, кто сам не способен на Поступок

В середине 70-х годов одному из учеников московской школы понадобилось срочное переливание крови. Родители в отчаянии бросили клич среди педагогов. Среди многих откликнувшихся на крик о помощи была и молодая учительница Татьяна Александровна Кондратьева. Ребенка удалось спасти. А Татьяна Александровна стала сдавать кровь регулярно. Удивительно, что несколько лет спустя она сама попала в реанимацию и донорская кровь помогла вернуть ее с того света. Очнувшись, Татьяна Александровна дала себе слово, что будет донором до тех пор, пока позволит здоровье. Сейчас ей почти 60 лет. И за 30 лет Татьяна Александровна сдала 125 литров крови.
За 30 лет я видела только двоих спасенных мною людей
В этом году ее наградили премией «Золотое сердце». Но главное для нее — сознание того, что она спасла не один десяток человеческих жизней. Хотя всего дважды в жизни Татьяне Александровне доводилось лично услышать слова благодарности от спасенных ею людей. Было это благодаря организаторам награждения «Золотое сердце». Точно установить, что именно этим людям помогла кровь Татьяны Александровны, смогли работники больницы, где эта женщина сдает кровь дважды в месяц уже очень много лет.
Одна из них — молодая девушка, которая неудачно прыгнула с парашютом. Тогда основной парашют не раскрылся, а второй парашют хотя и сработал, но совсем близко от земли. Парашютистка очень сильно разбила лицо. К счастью, девушку быстро обнаружили и на вертолете доставили в одну из подмосковных больниц. Там ей и сделали переливание крови. В том числе и крови Татьяны Александровны.
Однако пообщаться с людьми, которые благодаря ей обрели жизнь, Татьяна Александровна не успела. «Историю второго парня, которого нашли организаторы церемонии, я так и не узнала. Хотела подойти к нему после награждения, но меня обступили журналисты, телекамеры, а он не дождался меня и ушел. Но я рада, что хотя бы двоих спасенных увидела своими глазами».
Без помощи добрых людей я бы не справилась
За все эти годы Татьяна Александровна часто слышала упреки от своих знакомых, будто она сдает кровь не по велению сердца, а корысти ради. Но обижаться на людей она не любит. «Я вообще по жизни оптимист. И ни на кого зла не держу. Поступки других людей обсуждают только те, кто сам не способен на Поступок.
А поступков в своей жизни Татьяна Александровна совершала немало.
Она по жизни привыкла рассчитывать только на свои силы. Она рано вышла замуж, родила дочку, но семейная жизнь молодых супругов разладилась. После расставания с мужем Татьяна Александровна больше никогда не встречала его. Судьбой ребенка он не интересовался и деньгами не помогал. А ведь девочка сильно болела. В 5 лет ей потребовалась серьезная операция на глазах. До сих пор она вспоминает врачей, которые вернули зрение ее ребенку со слезами благодарности. «Мир не без добрых людей. Это я точно знаю. И если бы мы друг другу не помогали, не выдержали бы многие, такие как я, женщины. Очень трудно разрываться между работой, домом, больным ребенком, да еще и личную жизнь устраивать».
Но одна она не осталась. Во второй раз вышла замуж. С рождением второго ребенка она не торопилась. Хотела присмотреться к супругу. Они жили душа в душу и несколько лет спустя на свет появилась вторая дочка. А когда ей исполнилось 10 лет, все в жизни Татьяны Александровны перевернулось. У мужа — умного образованного интеллигентного человека начался кризис среднего возраста, и за несколько лет на глазах у жены и ребенка он превратился в получеловека, который был готов на все ради бутылки водки.
И тогда Татьяна Александровна взвалила на себя не только заботу о дочках и быте, но и искала для мужа врачей, кодировала, лечила, однако «если человек хочет умереть, его не остановить». «Это он принял такое решение. А я… моя совесть спокойна, что человек, с которым я долгие годы была счастлива, умер на моих руках, не бомжом, не в больнице.
Хотя много горя я с ним хлебнула в последние годы, когда он уже себя не помнил, но не жалею, что не прогнала его даже когда от того человека, которого я любила, за которого выходила замуж, уже почти ничего не осталось», - говорит Татьяна Александровна.
В России всегда считали нормальным не только брать, но и отдавать
Иногда люди почему-то думают, что донорами становятся люди, у которых в жизни проблем никаких нет, некуда девать силы, энергию. Но это неправда. Когда человеку самому трудно, плохо, он острее чувствует чужую беду, хочет помочь ближнему еще сильнее.
Почетным донором Татьяна Александровна стала 12 лет назад. И с тех пор постоянно вовлекает в эту «работу» на благо общества все новых людей из своего ближайшего окружения. Хотя честно признается, что если хотя бы раз кто-то из ее знакомых приходит сдать кровь, она это считает своей большой победой. Однако далеко не все, кто хочет сдать кровь, могут это сделать. Ведь для этого существует очень много ограничений по состоянию здоровья. А молодые — дети ее друзей - зачастую просто боятся. И правда, совсем юным сама Татьяна Александровна не советует сдавать кровь. Пока гормональная перестройка организма не закончилась, человек не готов к таким большим кровопотерям.
Во время сдачи крови даже здоровые мужчины часто теряют сознание. А вот женщины среднего возраста переносят кровосдачу лучше всего. Хотя мысль о том, что человек готов пожертвовать свою кровь ближнему, приходит самым разным людям в разном возрасте.
«На пункте сдачи крови у нас за несколько лет подобралась настоящая компания единомышленников. Я там самая старшая. Еще есть мужчина лет 45, супружеская пара за 40 лет и девушка 25 лет. У каждого были свои побудительные причины, но мы встречаемся и сдаем кровь в центре крови каждые две недели уже несколько лет подряд.
Просто это нормально — не только брать, но и отдавать. Так ведь всегда было в нашей стране. Не вижу в этом ничего необычного».
Татьяна Александровна продолжает работать. Хотя по закону в день кровосдачи она может не приходить на работу и даже имеет право взять отгул, она такими привилегиями не пользуется. Сослуживцы ею гордятся, но она понимает, что ее отсутствие может создать проблемы для коллег. А работой она дорожит.
«Знаете, вот в фильме «Москва слезам не верит» героиня говорит: «В 40 лет жизнь только начинается. Это я теперь точно знаю». А у меня вот в 60 лет новая жизнь началась. Я снова встретила любовь и взаимопонимание. Поэтому теперь мне еще больше хочется дарить людям радость и жизнь. И слава богу, что пока здоровье позволяет сдавать кровь».
Если вы хотите помочь нашей героине, просьба направлять свои предложения по адресу okuneva@post.km.ru. Мы обязательно с вами свяжемся.
Марина Долина
Комментарии читателей Оставить комментарий