Что показал всенародный референдум в Приднестровье

В минувшие выходные в Приднестровье состоялся всенародный референдум. Гражданам этой непризнанной республики предлагалось определить своё отношение к независимости Приднестровья и его дальнейшему вхождению в состав России. Как и следовало ожидать, за такой вариант развития высказалось подавляющее большинство приднестровцев.
Итоги этого референдума, скорее всего, не будут приняты международным сообществом. Но его ход, его проведение удовлетворяют международным нормам. Как официально выражаются наблюдатели от различных зарубежных общественных организаций, нарушений принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в Приднестровье не выявлено. Иными словами, международному признанию итогов приднестровского референдума мешает теперь только общепринятая практика нерушимости существующих границ.
Существующая дилемма может быть решена, исходя из прецедентного права, как в Великобритании. Пока прецедента не произошло, ещё можно дискутировать относительно правомочности того или иного исхода. Как только прецедент находится, дискуссии теряют смысл. Все остальные дела решаются по аналогии. Как только принцип нерушимости границ будет нарушен, этот факт станет примером для всех борцов за независимость, а значит – и для Приднестровья. Это определенно произойдет после признания независимости автономного края Косово. Косоварам дадут полный суверенитет без согласия Сербии, в состав которой сейчас входит край. Таким образом, международное сообщество впервые признает независимость территории без учёта мнения всех сторон. Это признание будет автоматически означать признание независимости Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Тайваня, республики Северного Кипра и так далее. Потому что вышеперечисленным территориям не объяснишь, почему пример Косово уникален и не применим к остальным.
Несмотря на очевидность, Запад с такой постановкой вопроса не согласен. В его представлении, Косово и Приднестровье – суть явления разного порядка. Двойные стандарты в таком подходе очевидны. То, что позволено косоварам, не позволено приднестровцам, абхазам и так далее - считают западные страны. Некоторые из них усматривают в самом факте приднестровского референдума чуть ли не покушение на стабильность в регионе. Ответ на это есть у министра иностранных дел России Сергея Лаврова: «Люди живут в зоне конфликта более десяти лет, им нужно как-то свою жизнь организовывать. Проходят выборы, проходят референдумы и в этом не нужно усматривать каких-то попыток ситуацию обострять, скорее всего – это, наверное, в известной степени если не жест отчаяния, то стремление привлечь внимание к тому, что неурегулированность этой ситуации создает реальные проблемы для жителей Приднестровья».
Иными словами, референдум в Приднестровье был нужен не столько мировому сообществу, сколько самим приднестровцам. Они, таким образом, подают сигнал о том, что с проблемой сепаратизма нужно что-то делать.
Западная политика, когда замечаются только проблемы Косово, а проблемы иных территорий игнорируются, не принесет в итоге желаемых результатов. Можно сколько угодно убеждать других и себя в том, что косовары в большей степени достойны суверенитета, чем все остальные борцы за независимость. Но в реальности все они равны.
Приднестровский референдум, прошедший в минувшее воскресенье, еще раз продемонстрировал однозначность позиции жителей этой самопровозглашенной республики. Можно признавать или не признавать его итоги. Но не обращать внимания на стремление Приднестровья к независимости уже не получиться.
Комментарии читателей Оставить комментарий