Молдавия вспомнила о «Меморандуме Козака»

Молдавия снова – по прошествии трех лет – «вспомнила» о так называемом «Меморандуме Козака». Это название получил план мирного урегулирования приднестровской проблемы, подготовленный в Москве в 2003 году. В его создании принимал участие тогдашний зам главы кремлевской администрации Дмитрий Козак.
Данный план решал главную задачу – Приднестровье «возвращалось» в состав Молдавии. Обновленное молдавское государство становилось федеративным. Приднестровье получало серьезные гарантии. Фиксированную «квоту» в общем законодательном собрании. Право накладывать вето на решения, которые могут ущемить права Приднестровья. Право выхода из состава федерации в том случае, если вновь будет поднят вопрос о присоединении Молдовы к Румынии. Именно этот вопрос в начале 90-х привел к вооруженному конфликту между Кишиневом и Тирасполем. Жители Приднестровья не пожелали становиться гражданами Румынии. В то время как молдавские националисты твердили о воссоединении с «матерью родиной» (то есть с Румынией). Другой причиной конфликта тогда стал вопрос о языке. Приднестровье этнически вовсе не русский регион. Его население составляют поровну молдаване, украинцы и русские. То есть русские по крови не являются в нем даже большинством. Однако традиционно население Приднестровье ориентировано на русский язык и настроено пророссийски. Таков культурный и политический выбор жителей этого края. Так вот по Плану Козака предполагалось, что право русскоязычного населения пользоваться родным языком будет гарантировано не только в Приднестровье, но и на всей территории новой молдавской федерации.
В 2003 году Москва добилась, казалось бы, невозможного. Она убедила Тирасполь принять План Козака. Иными словами Приднестровье – под влиянием России – согласилось «вернуться» в Молдову. Если бы подготовленный в Москве договор был подписан и вступил в силу, это стало бы невероятно важным прецедентом для всех «замороженных конфликтов». План Козака мог бы стать моделью для мирного разрешения подобных конфликтов. Но главное, он стал бы свидетельством того, что эти конфликты в принципе разрешимы и что ситуация, даже омраченная враждой и кровопролитием, обратима. Безусловно, осуществление Плана Козака стало бы большой политической победой Москвы. Вероятно, это не очень понравилось тем, кого в Москве называют «наши западные партнеры». Кроме того, согласно плану, обновленная Молдова провозглашалась нейтральным государством, то есть не могла вступить в НАТО. Кроме того, российские военные базы на ее территории сохранялись до 2020 года. «Западные партнеры», очевидно, рассудили, что это слишком дорогая цена за территориальную целостность Молдовы. И что уж лучше иметь в сфере своего влияния Молдову до Днестра, чем не иметь никакой. В последний момент президент Молдовы Воронин отказался подписать уже согласованный всеми сторонами документ. Теперь, согласно данным из российского МИДа, тот же Воронин дает понять, что «Меморандум Козака» был не так уж плох. И стоит к нему вернуться. Однако возможно ли это? Комментирует эксперт по странам СНГ Владимир Жарихин: «Отказ от того «Меморандума Козака», который был достигнут огромными усилиями российской стороны. В том числе и по принятию этой позиции не только Молдовой, но и Приднестровьем. И все потому, что была безумная идея, что вот это единое уже государство должно сохраниться унитарным. О чем говорит принятый молдавским парламентом закон об объединении с Приднестровьем. Что оно должно войти в Евросоюз и в НАТО. Но такого быть не может. На самом деле, «Меморандум Козака» был отвергнут потому, что он предполагал, что вот это объединенное государство останется нейтральным и, да, в сфере влияния России. Это его не устроило. Но оказалось, что путь, которым он идет,вел в тупик. Он хочет сейчас вернуться назад. Но возвращаться назад, войти в ту же самую реку исключительно сложно и практически невозможно. При всем стремлении России снова наладить переговорный процесс, Воронину будет очень трудно восстановить, «склеить» те самые политические «горшки», которые он набил за последние два-три года».
За три года много всего случилось. Кишинев, за компанию с Киевом, попробовали задушить Приднестровье таможенной блокадой. В Приднестровье прошел референдум. 94 процента жителей высказались против возвращения в Молдову. Говорят, референдум не должен иметь юридических последствий. Возможно. Однако когда политическая воля людей выражается столь ясно, ее все труднее игнорировать и Кишиневу, и Евросоюзу, и всему мировому сообществу.
Комментарии читателей Оставить комментарий