Китай и Россий помогали в ядерной программе Ирана

По словам бывшего сотрудника американской разведки, который специализировался на программе Ирана, старт иранской ядерной программы во многом является следствием обширного сотрудничества с Китаем и Россией в 90-х годах. «Сотрудничество в 90-х России и Китая с Ираном позволило начать сегодняшнюю иранскую ядерную программу», - говорит Сюзан Восс — бывший аналитик по ядерной инженерии Лос-Аламосской национальной лаборатории, тесно работавшая с американским разведывательным сообществом.
В прошлые годы многие обозреватели были сосредоточены на том, как Иран заполучил технологии центрифуг, которые использовались на иранской атомной электростанции Натанз, и сообщил об этом Международному агентству по атомной энергетике (МАГАТЭ) в 2002 году. Эти технология, известная под названием центруфуга P1, попала в Иран через незаконную контрабандную сеть, которой руководил пакистанский ученый А.К. Хан. Но большая часть иранской программы, включая проект по строительству объекта по производству гексафторида урана и реактора, который использовался для производства плутония на объекте Арак, где производилась тяжелая вода, была следствием сотрудничества с Китаем и Россией в 90-х годах. Г-жа Восс сказала, что сотрудничество с Китаем началось в 1987 году и продлилось примиерно 10 лет. В результате у Ирана появились технологии под добыче урана, специалисты а также проект завода по производсву гексафторида урана.
Что касается России — в 90-х множество иранских инженеров проходило подготовку в российских ядерных лабораториях, сказала она. Частично о сотрудничестве России с Ираном стало впервые сообщил в 2009 году Институт науки и международной безопасности (ISIS), когда частная организация написала технический документ, в котором говорилось, что на иранском объекте Арак были замечены топливные стрежни, являющиеся копией советских. Они использовались в тяжеловодном реакторе для производства плутония. «ISIS опубликовал документ в котором собраны все факты указывающие на то, что объет Арак должен был быть построен при поддержке России», - сказала г-жа Восс. Восс отметила, что российское правительство в ту пору официально отрицало, что предоставляет поддержку Ирану из чего она заключила, что сотрудничество осуществлялось скрытно.
Дэвид Олбрайт (David Albright), бывший инспектор вооружений и глава ISIS, сказал, что сотрудничество с Россией вероятно простиралось дальше тяжеловодного реактора на Араке. «Мы знаем по крайней мере одного бывшего эксперта по ядерному оружию в России, который помогал Ирану в разработке механизма по детонированию взрывчатых элементов в ядерном оружии», - сказал он. Восс утверждает, что иранцы обратились к России и Китаю за помощью в их ядерной программе после того, как Соединенные Штаты и Франция ограничили ядерное сотрудничество с республикой вследствие исламской революции 1979 года.
Однако, продолжает Восс, до 1979 сотрудничество в ядерной области между Соединенными Штатами и Ираном было важным. «Мы бы хотели сказать, что мы невиновны, но это не так», - сказала она. «Многие иранские ядерные инженеры были подготовлены в Соединенных Штатах еще до изгнания Шаха. Потом их подготовкой занимались Китай и Россия».
К концу срока службы администрации Клинтона открытое сотрудничество Ирана с Россией и Китаем было приостановлено. Но оно частично продлилось и до сегодняшних дней — Россия помогает Ирану в организации работы легководного атомного реактора на бушерской АЭС. «Не то чтобы мы не позволяли России и Китаю поддерживать мирную программу Ирана», - сказал Генри Сокольски (Henry Sokolski), исполнительный директор образовательного политического центра по нераспространению ядерных вооружений.
«Нам казалось, что мы ограничили передачи, того что может быть важным, и китайские трансферы не создадут большого риска. Мы были неправы и смотрели не в ту сторону. В этом контексте информация, которую сообщал А.К Хан, была лишь верхушкой айсберга распространения».
Комментарии читателей Оставить комментарий