![]() | |
• | Постер фильма |
В нашем кинопрокате американский мистико-мелодраматический триллер «Что скрыто там» получил название «Что скрывает ложь». Вообще-то подобный вариант перевода, как и заранее демонстрировавшийся рекламный киноролик, следовало бы признать «спойлерами», поскольку в них излишне приоткрывается часть тайны, сокрытой глубоко внутри.
Ведь и оригинальное название What Lies Beneath дословно означает следующее: «Что лежит там внизу». И самый последний весьма неожиданный кадр этого фильма именно связан с тем, как таившееся где-то в глубине оказывается на поверхности, приводя развитие сюжета к логическому завершению.
Разумеется, авторы картины обыгрывают соответствие двух слов lies (производной формы глагола lie в настоящем времени третьего лица и множественного числа существительного lie), одновременно подразумевающих два разных значения - «лежит» и «много лжи». Кстати, и по-русски тут чувствуется созвучие: «лежит-лжи»!
Однако принципиальным для понимания очень большого коммерческого успеха ($155 млн. сборов в США) новой ленты Роберта Земекиса является вовсе не наличие лжи в отношениях вроде бы благополучной семейной пары и не пресловутые «скелеты в шкафу», однажды становящиеся достоянием пересудов и сплетен, а как раз некая запредельная и непостижимая, мистическая и сверхъестественная подоплека всего происходящего. Что и переводит фильм из уже привычного жанра мелодраматического триллера об очередной ситуации «в постели с врагом» в совершенно иное качество - в мистико-мелодраматический триллер, где подспудная мистика случившегося оказывается не только фоном действия, но и в конечном результате вмешивается в его исход.
Можно заметить, что приметы нового поджанра возникли уже в «Шестом чувстве» М.Найта Шьямалана, имевшем еще более грандиозный успех у публики, что было связано не с одной лишь невероятной разгадкой финала, который заставлял заново прокрутить в памяти все события этой ленты или вообще отправиться повторно на просмотр, чтобы убедиться, насколько по-другому воспринимается сюжет о мальчике, страдающем от своей способности контактировать с умершими. Вот и героиня Мишель Пфайфер в картине «Что скрывает ложь», начав с подозрений по поводу того, что творится с другой супружеской парой за забором соседнего дома, постепенно втягивается в более изощренную игру на грани между реальным и ирреальным, не зная, верить ли подаваемым зловещим знакам или признать себя свихнувшейся на почве нервного кризиса после автокатастрофы и приступа амнезии. На самом ли деле она вступает в контакт с потусторонними силами?! Или же кто-то пытается специально запутать, свести с ума, лишить здравого восприятия действительности?!
Безусловные хичкоковские мотивы (от «Завороженного» и «Окна во двор» до «Головокружения» и «Психоза»), в обилии присутствующие в фильме Земекиса, все-таки выполняют функцию «намеренного обмана». То же надо бы сказать и о криминальной составляющей этой истории, в чем даже есть специальный перебор по части напряженных, подчас кровавых поединков между теми, кто заинтересован в немедленном раскрытии или же в дальнейшем утаивании «основного секрета». Но истинная суть авторского посыла связана прежде всего с воздействием запредельного (а буквально - сокрытого внизу) мира на то, как будут складываться события по эту сторону реальности.
Воздаяние мести и торжество справедливости, достигнутые с участием мистических сил, чуть ли не впервые в американском кино представлены не в фантазийном качестве и не в духе трогательной мелодраматической комедии типа «Призрака», а в любимом жанре рубежа 80-90-х годов - семейно-психологическом триллере о небезопасном сексе. Только третьей стороной классического любовного треугольника ныне оказывается не реальная стервозная особа с «роковым влечением» или с «основным инстинктом», а неотступный фантом, леденящее душу и кровь существо, не упокоившееся даже после смерти.
Можно вспомнить, что Роберт Земекис, будучи одним из продюсеров популярного телецикла «Байки из склепа», сам поставил 11 лет назад пугающую рождественскую новеллу «Все пути ведут через дом». В ленте «Что скрыто там» режиссер вновь обращается к атмосфере «домашнего страха», то есть разлитого в наиболее привычной среде обитания человека, для которого ни дом, ни прилегающие территории, ни даже семья не могут служить защитой. Однако в отличие, например, от кубриковского «Сияния», тень которого тоже неминуемо витает над интерьером и экстерьером новой работы Земекиса, окончательное спасение из лабиринта жизни и смерти, видимого и призрачного может явиться не извне (допустим, благодаря телепатической связи мальчика и чернокожего привратника), а откуда-то «из-под», вырвавшись из этого самого beneath.
Но те, кто успел уже обругать подобный финал, вполне закономерный для фильмов ужасов (любопытно его сравнить с шокирующим исходом «Кэрри», словно иллюстрирующим присказку «мертвые хватают живых»), вероятно, вообще не поняли, ради чего Роберт Земекис пошел на контакт не с Внеземным (как в «Контакте»), а с Подспудным. Если уж так не нравится поддержка мистических сил, все можно повернуть иначе - как будто сама героиня Мишель Пфайфер обрела в глубине себя ту скрытую натуру, которая и помогла ей избавиться от всего мучающего в реальной жизни. Ведь временами они неслучайно даже похожи друг на друга, обе являясь страдательными фигурами, чьи лица проступают рядом в густом паре ванной комнаты, вновь и вновь заставляя испытывать дрожь от столкновения с what lies beneath.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий