]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Русский бунт
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Русский бунт

Россия при участии Франции. 2000.

Авторы сценария Галина Арбузова, Станислав Говорухин, Владимир Железников

Режиссер Александр Прошкин

Оператор Сергей Юриздицкий

Художники Александр Толкачёв и Владимир Ермаков

Композитор Владимир Мартынов

В ролях: Владимир Машков, Матеуш Даменцкий, Каролина Грушка, Сергей Маковецкий, Владимир Ильин, Наталия Егорова, Юрий Кузнецов, Юрий Беляев, Ольга Антонова, Юозас Будрайтис, Михаил Филиппов, Петр Зайченко, Мария Миронова.

Премии: специальный приз жюри, премия за мужскую роль (Сергей Маковецкий) и приз за музыку (Владимир Мартынов) на фестивале «Кинотавр» в 2000 году.

Оценка: 4,5 (из 10).

Историческая драма.

Повесть «Капитанская дочка» неоднократно экранизировали и у нас, и далеко за рубежом, превращая, например, в итальянскую «Бурю». Также предпринимались попытки «подправить» историческую основу произведения Пушкина, которое он лукаво (как и в случае с «Повестями Белкина») выдал за сочинение другого, фактически - за мемуары самого героя, Петра Гринёва, написанные на старости лет. В экранной версии 1928 года в угоду социологически-тенденциозной концепции истории, навязываемой школой академика Покровского, никто иной, как Виктор Шкловский, уже тогда считавшийся признанным литературоведом, выступил инициатором модернизации трактовки сюжета «Капитанской дочки», придавая ей «верную революционную направленность».

А в новом отечественном фильме «Русский бунт» режиссер Александр Прошкин, прибегнув к помощи сценаристов Галины Арбузовой, Станислава Говорухина (!) и Владимира Железникова, дополнительно использовавших материал из пушкинской же «Истории Пугачёва», идет как бы от обратного - стремится указать на опасные, разрушительные и беспощадные последствия русского бунта, однако намекая на то, что Пугачёв и пугачёвщина - это порождение дворцовых интриг, трусливой расправы над Петром III, укрепления политики фаворитизма при правлении Екатерины II. Подобно тому, как Гришка Отрепьев посмел назваться царевичем Дмитрием в смутные времена захвата власти боярином Борисом Годуновым, так и Емелька Пугачёв решается на царские претензии после дошедших до народа слухов о странной кончине российского государя, ставшего ненужным винтиком в формирующейся системе протекционизма и личного угодничества.

И тут неожиданно ловишь себя на мысли, что «Русский бунт» является чуть ли не госзаказом, вернее, «гусзаказом», если иметь в виду, что за компанией «НТВ-Профит» стоит не только «Мост-Медиа», но и банковская группа «Мост» во главе с олигархом Владимиром Гусинским. Правда, по целому ряду обстоятельств исторического и частного свойства интерпретация этого дорогостоящего (по нынешним меркам) замысла претерпела существенные изменения.

Лента была запущена в производство еще до «августовского дефолта» 1998 года, так и не поспела к 200-летию А.С.Пушкина, впервые была показана в конкурсе Берлинского фестиваля в феврале 2000 года, потом отменена на премьере в Доме кинематографистов, вновь всплыла лишь в июне на «Кинотавре» (где жюри постаралось продемонстрировать фрондёрское отношение к властям, начавшим притеснять группу «Мост-Медиа»), а осенью, в канун первых публичных сеансов, сразу выдвинута на соискание Государственной премии России. И если первоначально эта картина в доходчивой художественной форме должна была предостерегать «современного царя Бориса» и его окружение от возможных ошибочных действий по отношению к тем, кто привел «опавшего Ельцина» (судя по его рейтингу весной 1996 года) повторно во власть, то к моменту своего появления в Берлине перед новыми президентскими выборами в России «Русский бунт» уже явно был проникнут тревогой за будущее страны, где правитель добровольно отрекся от престола, передав временные полномочия новому фавориту.

Последующее придерживание фильма в апреле-мае связано отнюдь не с неготовностью переделываемого кинотеатра «Октябрь» (по-прежнему неизвестно, когда он откроется!), а с тактикой выжидания, как же поведет себя второй российский президент Путин, избранный большинством народа, вовсе не взбунтовавшегося и не пошедшего с огнем и мечом на Кремль. Но когда новоиспеченная власть, наоборот, пожелала «наехать» на бывших членов «близкого круга», а сам Гусинский оказался на несколько дней словно в качестве «пойманного самозванца», то моментально настала резкая необходимость «размахивать народной дубиной» в виде вольной экранизации «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёва», угрожая при посредстве искусства своеобразному Лжевладимиру, чья фамилия тоже состоит из пяти букв, как и у Ленина.

Но если отвлечься от всей этой политически-интриганской подоплеки, несомненно, делающей интересным процесс смотрения самой киноленты, то непосредственно от экранного действия все-таки не веет гнетущей опасностью возмущения низов, «которые уже не хотят жить по-старому». Соединение простодушного повествования от имени Гринёва с хроникой пугачёвского восстания кажется порой анекдотическим. Встреча Маши Мироновой с императрицей представляется чуть ли не пародийной. Надо ли говорить о том, что в экранизации вообще пропадает стереоскопичность пушкинского видения сюжета и истории, в том числе благодаря серии остраняющих эпиграфов автора. Крепкая, плотная, четко продуманная и изящно осуществленная композиция «Капитанской дочки» расползается буквально на глазах на не стыкующиеся друг с другом составные части. Даже любовный мотив повести, пусть и появившийся у Пушкина далеко не в первом варианте текста, является тут малообязательным довеском, а долго разыскиваемые режиссером юные исполнители (в результате выбор пал на поляков - Матеуша Даменцки и Каролину Грушку) все равно выглядят простецки.

Вот эта же простота, которая, как известно, хуже воровства, губит усилия постановщика взглянуть по-современному на пушкинское творение - вместо того, чтобы внимательно вчитаться в него и обнаружить там уйму скрытых смыслов, еще неразгаданных подтекстов, которые, безусловно, глубже, нежели заявленная Александром Прошкиным со сцены Дома кинематографистов фраза, что, к сожалению, весь ХХ век прошел под знаком «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Между прочим, слова, часто приписываемые самому Пушкину, сказаны в так называемой «Пропущенной главе» всего лишь его героем, которому автор, разумеется, не тождествен. И вообще следовало бы говорить не о бунте, а о целых десятилетиях рабской покорности, слепой подчиненности диктаторским режимам, так и не преодоленного до сих пор заискивающего отношения к власти и к тому, кто по воле случая оказывается вознесенным над толпой.

И в «Капитанской дочке» корневой проблемой, кстати, мучающей даже такого недалекого юнца, как Петруша Гринёв, является именно это - превращение обычного мужичка в худеньком армяке, словно материализовавшегося из снежного бурана, уже во властного и жестокого народного атамана, который дерзновенно метит в цари Всея Руси, а простой люд и отдельные офицеры, вроде Швабрина, с легкостью переходят под его начало. Смена хозяев отнюдь не означает освобождения от психологии раба. Да и чего греха таить: в русском бунте больше бузы, бахвальства и понта, что было типично для кулачных драк в течение многих веков. Мятеж - лишь косвенное оправдание того, что надо грабить награбленное и умыкать чужих невест. Любая революция - это форма перераспределения собственности и перестраивания иерархических структур.

Так что г-н Гусинский собирался взять, что называется, на понт российские власти, когда под знаменем «Русского бунта» надеялся оказаться еще ближе к трону. Но времена изменились - и теперь он готов почти всерьез предстать в роли «преследуемого мятежника», который лишь благодаря своей национальной хитрости избежал трагической участи четвертованного Емельки.

Самое забавное будет заключаться в том, что фильму Александра Прошкина по прозе Александра Пушкина (два А.П. - это круто!), кроме призов «Кинотавра» и нескольких «Ник», дадут еще и Государственную премию России. Впрочем, это вполне может сойти за монаршую милость, как, например, и Екатерины Великой, простившей невольного отступника Гринёва... по причине личного благодушного настроения после уединения с очередным фаворитом, что беспрекословно явствует именно из экранной версии. Остается лишь придумать, как же следует ублажить ВВП.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Кто убил киевского диверсанта?
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
© KM.RU, Алексей Белкин
Госдума рассмотрит штрафы за поиск экстремистского контента в интернете
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
«ВСУ просчитались в оценке прочности российской границы под Белгородом»
Импортозамещение провалилось: российские отельеры подложили свинью нашим туристам
Живодеры под видом чиновников: в России запретили импортные корма для домашних питомцев
Центр «Ярко выраженный» (интернет-релиз)
«Моральный кодекс» дал весенний концерт в Москве в расширенном составе
Реконструкция одного из участков БАМа закончится на 4 года раньше
Группировка Свердловск «Пятничная» (интернет-сингл)
Весеннее построение: 1 апреля в России стартует традиционный призыв в армию
Летная школа «Солома» (рецензия на клип)
Органист Тимур Халиуллин проследил рождение рока из классики
Fallen Sanctuary «Terranova»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.