]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Барак
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Барак

Год:
1999
Продолжительность:
111 мин.

• Постер фильма
Россия при участии ФРГ. 1999. 111 минут.

Авторы сценария Виктор Петров, Валерий Огородников

Оператор Юрий Клименко при участии Анатолия Лапшова

Художники Вера Зелинская, Виктор Иванов

Музыка Габриэля Форэ

Оценка - 7 (из 10).

Премии: серебряный приз на МКФ в Локарно, главная премия на фестивале в Выборге

 

Ретро-драма.

Возможно, мне не повезло - я смотрел «Барак» после фильма «Хрусталёв, машину!». Конечно, новая работа Валерия Огородникова, сделанная им после восьмилетнего перерыва, отличается добротностью и мастеровитостью, а по сравнению с предшествующими лентами (особенно с «Опытом бреда любовного очарования» - одно название чего стоит!) членораздельностью и внятностью авторского высказывания. Главное же - картина не может не растрогать в ряде сцен, и зрители охотно откликаются на ностальгический порыв режиссера, который склонен видеть ушедшее (действие происходит на Урале «холодным летом пятьдесят третьего»), безусловно, драматичным, но все же проникнутым удивительной теплотой человеческих отношений. И финальная песня (кстати, исполненная в кадре крестной матерью самого постановщика) людей, объединенных и в горе, и в радости в одном бараке, за одним столом во всю длину барачного коридора, действительно задевает за живое не только нас, кто успел хоть как-то застать ту самую жизнь, но и некоторых из молодых, для кого минувшее время поневоле кажется диковинкой.

Сам Огородников, 1951 года рождения, тоже подзахватил самый краешек канувшей эпохи, и в его фильме (несомненно, эстетизированном и стилизованном под ретро, пожалуй, чересчур эффектно сочетающем черно-белое, цветное и вирированное изображение) так или иначе доминирует «взгляд изнутри». И как человек, вышедший оттуда и хранящий добрую память о трудном, но наполненном невероятными эмоциями детстве, он выписывает героев с любовью и состраданием, одинаково прощая правых и виноватых, всей душой желая хоть через экран причаститься утерянному чувству единения. «Барак» - это проявление тоски по «худому миру», который, как известно, лучше «доброй ссоры». Под миром тут следует понимать не только отсутствие войны или обостренных конфликтов между соседями по коммунальному общежитию (как в прямом смысле слова, так и в переносном - то есть в масштабе всей страны), но и проявление типично русской склонности к соборности, дружному и стойкому переживанию общих бед и невзгод. Вот сейчас все настолько разъединились и обособились, что прежняя тяга к совместному преодолению потрясений жизни воспринимается на самом деле как потерянная панацея, растраченный менталитет народа, который тогда и не знал такого мудреного слова, а просто жил и не тужил, пил, плясал и себя веселил - вопреки всему.

Казалось бы, какая разница в поведении героев фильмов «Барак» и «Хрусталёв, машину!», которые словно стараются забыться от действительности, уходя в своеобразное шутовство и карнавализацию всего вокруг себя?! Пожалуй, всё дело в разной оптике и в чувстве временной, исторической дистанции. Заявленный у Огородникова сюжетный мотив фотографирования персонажей одним из них - предприимчивым и склонным к жульничеству инвалидом Фогельманом в несколько аффектированном исполнении Леонида Ярмольника, также выступившего в качестве сопродюсера - обыгран еще и в стилистическом плане. Сама лента оформлена как своего рода художественная фотография, не лишена изыска и блеска, принципиально уходит от хроникальности и грубой реалистичности (даже эпизод поиска пистолета местного милиционера, который умудрился уронить его в очко уборной, выглядит чуть ли не поэтическим!), давая все-таки романтизированный и облагороженный облик эпохи. Замученные жизнью люди кажутся душевными и вызывающими симпатию, а кончающаяся сталинская эпоха - не такой уж страшной (будто из какого-то неведомого мира приходят телеграфные сообщения об аресте и расстреле Берии, воспринимаемые жителями Урала с почти современной индифферентностью).

Может, поэтому «Барак» был благосклонно принят на Западе, да и наши критики и кинематографисты встретили фильм если не с ответной приязнью, то хотя бы ровно и выдержанно, в отличие от картины Алексея Германа, которая вызвала и будет еще вызывать противоречивые чувства и мысли, борение и внутренние споры даже в одном и том же человеке. После ленты «Хрусталёв, машину!» с ее особым, уникальным, стереоскопическим видением эпохи, когда личный взгляд свидетеля минувшего парадоксально сочетается с историзмом и вообще с космизмом подхода, вневременным и общечеловеческим восприятием конкретной эпохи, «Барак» поневоле представляется (несмотря на все повествовательно-визуальные ухищрения) традиционным, чуть ли не бытописательским произведением. Честно и не без эмоциональности рассказывает о том, что испытали «наши родители», которым как раз и посвящена эта ретро-драма, а также доверительно приобщает к памяти об ушедшем уже другие поколения, ничего из подобного не пережившие. Но гигантский слом в общественном сознании, проходящий через судьбу каждого без исключения, подчас превращая трагедию в абсурд всего сущего, мучительная, неприятная, отталкивающая, а временами вдруг жалкая, постыдная, трагифарсовая агония сталинской эпохи, страдающей, как и тиран перед смертью, вздутием живота и недержанием дерьма - всё это трудный и отважный удел таких великих художников, как Алексей Герман.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Кто убил киевского диверсанта?
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
Благовещенск первым полностью запретил электросамокаты
Зангезурский коридор: США прощупывают почву, чтобы оттяпать у Армении лакомый кусок ее земли
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
«Ундервуд», 28 января, Papa Barvillage
«Либералы сдирают с России кожу, думая, что под ней откроется хлюпающая плоть. Но открывается новый, грозный, со множеством сверкающих граней кристалл Государства Российского»
Алексей Круглов и Игорь Гольденберг «BACH Games»
FIEND «Сильной воли край» (ЕР)
Сергей «Чиж» Чиграков (творческий вечер), 29 июля, «16 Тонн»
Егор Летов «Музыка весны» (2 CD)
10 ноября 1982 года – конец «золотой эпохи» социализма
«Лебединое озеро» в Беловежской пуще
Выборы в Молдавии – электоральный лабиринт
Чему Средняя Азия учится за наши деньги: Минпросвещения засекретило программы обучения таджиков
Porsche 911
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.