Фильм Михалкова «Утомленные солнцем-2. Цитадель» выдвинут на престижнейшего «Оскара» (ВИДЕО)

Несмотря на непререкаемый авторитет в мире кино и очевиднейший талант, Никиту Сергеевича Михалкова почему-то принято критиковать. Причем каждый жест, каждое слово... Именно поэтому чаще всего ни один шаг кинорежиссера не обходится без скандала.
Такой же неоднозначный отзыв вызвало и решение Оскаровского комитета России о выдвижении фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем — 2: Цитадель» на соискание кинопремии «Оскар». Общественность тут же разделилась на две противоборствующие стороны, каждая из которых пыталась доказать свою правду. Председатель комитета режиссер Владимир Меньшов выступил с протестом против вынесенного решения, напомнив о том, что рейтинги ленты были низкими, а реакция на фильм - неоднозначной.
Кроме «Цитадели», на «Оскара» выдвигался фильмы Андрея Звягинцева «Елена» и Александра Сокурова «Фауст». Два голоса были отданы за «Елену», один — за «Фауста», три голоса «ушли» фильму Никиты Михалкова. Отметим, что в жюри комитета входят Владимир Меньшов, Андрей Кончаловский, Кирилл Разлогов, Никита Михалков, Глеб Панфилов, Владимир Наумов и Карен Шахназаров.
Справедливости ради надо сказать, что «Цитадель» была обругана критиками еще задолго до своего выхода на экраны. С этого и началось предвзятое отношение публики к ленте. Причем, многие из критиков не удосужились посмотреть фильм и после премьеры и, соответственно, понять мысль, которая была заложена в картине. В основном критики старались отметить «ляпы» и обвинить Михалкова в «неправильном» отношении режиссера к Великой Отечественной войне.
Но почему-то никто из них не признался в том, что подобное видение истории имеет свою ценность. К счастью, все, даже главные критики картины, согласились с тем, что фильм получился масштабным и сверхчестным. Да и в таланте Михалкова как режиссера и актера никто не рискует усомниться. На самом деле именно «Цитадель» нашла огромную армию поклонников даже среди тех, кто изначально скептически относился к трилогии «Утомленные солнцем».
Премьера «Цитадели» была задержана почти на год из-за того, что съемки не были закончены вовремя. Поэтому премьера состоялась только 3 мая, прямо перед празднованием Дня Победы. Действительно, фильм снят патриотом и вызывает у большинства зрителей именно патриотические чувства — враг побежден не столько орудиями и снарядами, сколько огромной силой русского духа.
В ответ на критику создатели «Цитадели» объясняли, что фильм ни в коем случае не претендовал на документальность и в нем не должно быть досконально выписанного определенного сражения и конкретных моментов войны — картина снималась больше как «былина» или «фольклорная сказка», и воспринимать ее нужно было именно с этой точки зрения. «Это фильм о любви и смерти, это метафизика, а не документалистика», - призывали авторы. Но критики же «радостно» начали выискивать в ленте исторически не выверенные моменты и погрешности в костюмах.
«Цитадель» - это не рассказ о военных действиях: это — история войны сквозь призму жизни семьи Котовых. Именно поэтому военных сражений здесь намного меньше, чем былинных картинок из мирной жизни. На самом деле третья часть постоянно отсылает к первым «Утомленным солнцем» - те же герои, та же дача, даже некоторые цитаты — те же... Игра героев так же остра — и в сценах, где встречаются Меньшиков и Михалков, и в сцене на минном поле с Надей Михалковой...
Странно думать, что фильм может быть не достоин «Оскара», когда первая часть той же самой ленты того же самого режиссера уже в свое время получила эту престижнейшую кинопремию в 1994 году. Кроме того, за нее же Михалков получил Гран-при Каннского кинофестиваля...
Кстати, в этом году вторая часть тех же «Утомленных солнцем» - «Противостояние» - поехала на упомянутый фестиваль. Многие злопыхатели прочили ленте полный провал и неприкрыто радовались, когда режиссер вернулся из Канн без статуэтки. Но семья Михалковых тогда ответила: да, без премии, и это было вполне ожидаемо. Тогда «Пальмовая ветвь» ушла к молодому режиссеру из Таиланда. Но сами французы были шокированы тем, как встречали показ «Утомленных солнцем-2. Противостояние»: фильм стал единственным на фестивале, после просмотра которого зрители встали с мест и аплодировали режиссеру в течение 20 минут! Но, как водится, мнение зрителей не всегда совпадает с мнением жюри, поэтому Михалков воспринял решение спокойно и достойно.
Сейчас же из выдвижения третьей части ленты «Цитадель» на «Оскара» снова пытаются сделать что-то скандально-одиозное и собираются перечеркнуть талант режиссера. Но, надо надеяться, что трезвый взгляд на творчество человека, заслуженно получившего эту престижнейшую кинопремию 17 лет назад, наконец остановит безосновательные выпады против режиссера.
Комментарии читателей Оставить комментарий