СССР. 1936. 65 минут.
Автор сценария Игорь Савченко
Режиссер Игорь Савченко
Оператор Юрий Фогельман
Художник Людмила Блатова
Композитор Сергей Потоцкий
В ролях: Евгений Самойлов, Галина Пашкова, Валентина Ивашева, Петр Савин, Иван Соловьев, Константин Нассонов.
Оценка - 9,5 (из 10).
Лирическая комедия.
Прошло время «лишних людей» - настала глухая пора «лишних народов», вскоре после принятия сталинской конституции 1936 года. И в кинематографе страны побеждающего социализма неслучайно одним из доминирующих в сюжете, а главное - смыслообразующих факторов, стало появление образа «врага народа» - явного, а чаще всего скрытого, замаскировавшегося не только где-то в обществе или по соседству, но порой и в твоей собственной семье. В типичной лирической комедии 30-х годов, которая «посвящена вопросам социалистической морали», непостижимым образом, словно в самой атмосфере интуитивно запечатленного времени, врасплох застигнута таящаяся угроза для всего праздничного и по-молодому беспечного бытия. Возможно, нет в отечественном кино ничего более точного и страшного, непредсказуемо повествующего о периоде сталинских репрессий, нежели эта незатейливая лента.
Девушка Ирина, ударница комбината детских игрушек, познакомилась с приехавшим новым инструктором физкультуры Гришей, полюбила, вышла замуж, но рассталась после того, как он с негодованием встретил известие о ее беременности. Финал истории (Ирина побеждает на всесоюзных соревнованиях по бегу в Москве и с презрением смотрит на вновь встреченного случайно Гришу), безусловно, приклеен ради того, чтобы картина благополучно (в отличие, например, от тоже вроде бы политически невинного «Строгого юноши» Юрия Олеши-Абрама Роома) вышла на экран, удостоилась сдержанных рецензий в центральных газетах «Правда», «Известия», «Комсомольская правда» и не вызвала такой неадекватной травли, как четыре года спустя «Закон жизни» Александра Авдеенко-Александра Столпера. Самое знаменательное заключается в том, что упомянутый Гриша - пока еще не враг-вредитель, какой-нибудь троцкист-зиновьевец или, хуже того, диверсант из-за заграницы, а обычный «моральный трус», бросивший жену при первом же (и таком, кажется, радостном - ожидание ребенка) испытании.
Но в «Случайной встрече» угадана и почувствована как бы «генеральная линия» эпохи - торжество социализма и нового бытия даже невозможно без существования зла повсюду и кругом, и жизнь поистине становится «лучше и веселее» для еще остающихся на свободе, когда уже начинает зарождаться истерия подозрительности и доносительства. Этот неясный нюанс своеобразной версии мотива «в постели с врагом» столь же почти случайно и непредумышленно свидетельствует о губительном сломе в историческом времени, как и самая последняя фраза гениального рассказа «Река Потудань» Андрея Платонова, между прочим, написанного в 1937 году: «...и похудевшее тело ее прозябло в прохладном сумраке позднего времени».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий